Из-за демографической ямы 1990-х и перехода на уровневую систему обучения каждый четвертый преподаватель вуза в ближайшие годы останется без работы. Для нашего региона проблема еще серьезнее – год от года увеличивается отток молодежи из области. По прогнозам Министерства образования и науки РФ, в масштабах страны с 2011 по 2015 годы уволенными из высших учебных заведений могут оказаться около 100 тысяч преподавателей. В самом ведомстве это связывают, прежде всего, с демографической ямой 1990-х годов, когда в стране резко упал уровень рождаемости. Если в прошлом году в стране насчитывалось около семи миллионов абитуриентов, то к 2015 году их будет 4,5 миллиона. Не исключение и Ульяновская область: если в 2009 году 11-й класс закончили 11 тысяч школьников, в 2010 году – 8600, то в этом – всего 6600. Учитывая общероссийскую динамику, в 2015 году в регионе будет 5400 выпускников школ. Для сравнения, сегодня только в одном Ульяновском педуниверситете на дневном отделении учится 4061 студент. По словам проректора УлГПУ Ольги Валкиной, в ближайшее время никакого массового сокращения преподавателей в вузе не планируется. «Конечно, контрольные цифры приема студентов ежегодно уменьшаются – примерно на пять процентов. Судя по всему, не будет исключением и этот год, – отметила она. – К нам идут не самые худшие молодые люди – в прошлой приемной кампании нам удалось ‘набрать студентов в ходе первой волны. Сегодня на каждого преподавателя вуза приходится 10-11 студентов». Ректор УлГТУ Александр Горбоконенко грядущее сокращение профессорско-преподавательского состава связывает, в первую очередь, с переходом на уровневую систему подготовки специалистов, при котором специалитет будет сокращен в пять раз: «Начиная с этого года выпускники школ будут поступать на бакалавриат с обучением по четырехлетней программе. Только по этой причине каждый пятый преподаватель может лишиться своей работы. Проблема достаточно серьезная, она не раз поднималась на заседании ученого совета вуза». В Ульяновской области сегодня – около трех тысяч преподавателей высшей школы. Значит, проблема безработицы может коснуться примерно 750 человек. Сокращение преподавателей, конечно, произойдет не одномоментно, однако о новых рабочих местах для них нужно думать уже сейчас. Часть преподавателей уйдет на пенсию. Но, учитывая ее нынешний размер, – в нищету, считает Горбоконенко. «Еще один стандартный выход -занятие исследовательской работой, однако наука сейчас переживает не лучшие времена, – продолжает ректор. – Те, кто еще желает преподавать, скорее всего, найдут себе применение в средних специальных учебных заведениях (техникумах, ПТУ). В условиях дефицита абитуриентов ссузы тоже будут бороться за право готовить специалистов, поэтому им необходимо повышать уровень преподавательского состава. Придет время, учить в ПТУ будут преподаватели со степенями и званиями». Специалисты отмечают дополнительный негативный для ульяновской высшей школы фактор -высокий уровень оттока молодежи в другие регионы. Сотни молодых людей, едва окончив школу, по-прежнему стремятся покинуть область. С недавних пор в этом им дополнительно содействует единый государственный экзамен. Результаты ЕГЭ ульяновские абитуриенты активно отправляют в иногородние вузы, а те, также сталкиваясь с проблемой недобора, охотно их зачисляют. После окончания учебы не многие хотят возвращаться домой. Вадим ПИЛЮКОВ Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Ха
давно пора высшую школу сократить, а то понабрали туда всякого сброда…некоторые преподы месяцами на занятия не являются, а отчетность по документам офигительная… Кроме того, масса так называемых совместителей, особо приближенных к руководству, деньги себе оттягивают… А пенсионеры, работающие в ВУЗах, зачастую все больные и немощные , остаются потому, что ,опять же по бумагам, выгодно иметь в учебных заведениях остепененных, для престижа
Дергунова Нина
Вариант решения проблемы преподавателей весьма прост. Преподаватели ведущих вузов страны имеют годовую нагрузку на одну ставку в районе 400-450 аудиторных часов, а вузы в провинции – 900 часов. В европейских вузах преподаватель в аудитории работает 300 часов. остальное время индивидуальная работа, научная работа, методическая – соответственно и качество подготовки преподавателя к занятиям и качество обучения выше. Студенческие группы – не более 20 чел., а у нас доходят до 35-40 студентов, где уж тут до индивидуального подхода, работы с каждым. Во многих вузах часть дисциплин перевели только на лекционный цикл и зачет, когда студента видишь только на зачете и можешь с ним поговорить. Качество учебного процесса – потрясающее???? А бакалавриат кстати, требует чтобы не более 40% часов отводилось на лекции, 40% на семинары и практические занятия, а 20% времени , когда группа делится на подгруппы, должно отводится на интерактивные формы обучения, тренинги и деловые игры.
У нас как всегда берется из Европы одно (многоступенчатая система обучения), но не обращается внимание на другое. Преподаватель и студент снова остаются крайними.
Малых Дмитрий
Ну вот профессионал, в лице Нины Владимировны, всё отлично расписал. Сто из ста.
Некто
Все – в школу!
Ренат
"По прогнозам Министерства образования и науки РФ, в масштабах страны с 2011 по 2015 годы уволенными из высших учебных заведений могут оказаться около 100 тысяч преподавателей"
Туда им и дорога! Таких преподов гнать нужно из университетов!
В политехе, например. Есть одна татарка зав. кафедрой. Преподает гуманитарные науки . Невозможно понять ее в обычной жизни. А по предмету-слезы! Студенты в ступоре. Половину букв не выговаривает, окончания слов неправильные. Как она защищалась-одному Богу известно.
Я по наивности думал, что преподаватель в Русском вузе должен преподавать на русском языке, а не на ломаном, причем сильно ломаном, татарском. Видимо я ошибаюсь.
А страдают наши дети.
fuf
сокращенных преподов – в школы учителями с хорошей з/п
все в пту
хватит плодить этих горе-специалистов с так называемым высшим образованием.
инженер не знает элементарной алгебры – это нонсенс.
раньше в политехе после 1семестра половина отсеивалась, сейчас всех дебилов с деньгами тянут до конца
ага
в пту без алгебры с черчением не возмут :о!
нее
эт vj; совесть замучила ?
царствие небесное и земля пухом если конечно без крови на руках
знаю
Ренату
с националистским уклоном….
к вашему сведению, эта "татарка", завкафедой в политехе, (мне хорошо знакомая) ещё в советские времена закончила с красным дипломом один из самых престижных вузов в Германии – Лейбцигский, проучившись там все 5 лет, и до сих пор ее ежегодно приглашают как известного в Германии и России преподавателя-терминолога-германиста для чтения лекций в Берлинском техническом университете. Это кое о чем говорит.
А защищалась она в начале 90-х, при этом написала дисертацию в рекордные сроки САМА без блата и денег (т.к. их просто не было), в кухне, а жила с семьей из 4-чел в 1- комнатной квартире в Новом городе.
Ну, а то, что акцент есть, так человек выбился из самой замшелой татарской деревни и достиг очень много СВОИМ трудом. Сейчас такое вряд ли возможно.
Так что ваши, Ренат, слова…..мягко сказать, попали не туда и не в того.
ЗЫ – Вчера только довелось прочесть опус бывшего студента, коий хаил своих преподавателей в тексте на целый разворот, так вот этого студента я очень хорошо помню, был он довольно посредственен (ну, в прежние советские времена вылетел бы в первый год, ну, сейчас нам каждый дорог, и декану, и ректору…). Так вот в этом опусе не было живого места – одни ошибки, бессвязная речь, но себя он явно считал профи…..
Не судите и не судимы будете….
Неугомонный дед Соколов
http://blog.kremlin.ru/accounts/15992/asc?page=6
Тема: Промышленность, строительство, транспорт, связь, энергетика
21 октября 2009 08:53
Например, почему наши интеллектуальные преимущества, которыми мы по праву гордимся, не превращаются в наши экономические достижения? Почему эти интеллектуальные преимущества нам очень трудно поставить на службу обычному человеку?, – вот такие грустные слова я услышал позавчера (19 окт. 2009 г.) смотря новостную телепередачу. Про это я слыхивал ещё лет сорок с лишним назад – меня, пацанёнка, брал с собой на закрытые лекции отец.
Один из вариантов решения этой проблемы (я уже писал в блоге Д.А.Медведева) – обязывать руководство технических ВУЗов обучать будущих бакалавров ещё и рабочей специальности, причем интеллектуальной: оператор и наладчик станков с ЧПУ, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры, наладчик поточных автоматических линий, слесарь КИПиА и т.п. Или же при приёме наработу снять всякие ограничения по образовательному цензу, например: хочет выпускник ВУЗа идти на рабочую сетку – не мешать, мастером или старшим мастером всегда успеет поработать. Диплом ВУЗа всегда же позволит перейти на работу конструктором, мастером или технологом. Вот тут то реальный опыт рабочей сетки может весьма и весьма положительно сказаться.
Горожанин
Будущее российских детей
http://martinis09.livejournal.com/196622.html#cutid1
студентка
А вы не путайте научную деятельность с педагогической… Почему-то считается, что любой защитившийся уже прекрасный педагог….Защищаются, как правило, для себя, а на студентов большинству преподов наплевать… Некоторые в ВУЗах только своими степенями и занимаются… пишут так называемые узкие научные труды, а кому они нужны, если студентам не дают главное… необходимых знаний! Семинары не проводят, лекции пропускают, заставляют готовить никому ненужные рефераты, тупо перечитывать учебники…. У нас одна преподавательница не имеет ученой степени, а ее студенты уважают больше , чем любого доктора наук, потому что она неравнодушная и все доходчиво объясняет и никогда не отмахивается с каким бы вопросом к ней не подходили. И вот она-то скорее всего и будет сокращена, а останутся хваткие профессора и доценты. у которых в свое время были возможности и прежде всего материальные защититься.
кто в 18.26
Интересно, как это из замшелой татарской деревни можно было закончить ВУЗ в Германии, да еще и в советское время?
знаю-щему
Я не националист и ничего не имею против татар.Россия многонациональна. Как еще можно сказать, если человек татарской национальности? Значит татарин. Почему для Вас это обидно? Я не хотел обидеть никого.
Мой ребенок учится хорошо, без троек. Слава Богу за него краснеть не приходится. Просто я как-то сам заглянул в опус, который она издала для студентов. Поэтому с полной уверенностью могу сказать о массе орфографических, грамматических и стилистических ошибок. Еще слушал ее лекцию, записанную на диктофон. Все это и послужило причиной моего негодования.
Не берусь судить о знании немецкого языка этого преподавателя. Наверное немцы понимают ее, если приглашают .Но мнение по-поводу русского однозначно – не мешало бы ей подтянуть его.
Похвально, что наших детей учат педагоги такого уровня. То, что она читает лекции в Берлинском техническом университете, делает ей честь. Но наш политех-это Россия. И не важен цвет диплома. Преподаватель не знает государственный язык, а читает лекции на нем. Лично я, прослушав запись, не понял и половины…склоне6ния, спряжения, окончания….не знаком человек с русской грамматикой и орфографией.
ЖАЛЬ
Мэн
Некоторых преподов однозначно следует сократить, эта идея неплоха. В политехе есть такой товарищ Осипов, преподаватель истории. Он и в самой-то истории разбирается посредственно (утверждает, что при Николае II не было военно-полевых судов), а при столкновении с иной точкой зрения начинает стучать кулаком по столу в знак своего несогласия. Более того, в случае с вашей попыткой аргументировать свою точку зрения реальными фактами он начинает уповать на…метафизическую сторону вопроса: бьёт себя в грудь и утверждает, что с БОГОМ СПОРИТЬ НЕ СЛЕДУЕТ (!). И это преподаватель вуза!
А бывают и боги-педагоги
Моя дочь несколько лет назад закончила политех. Был там такой преподаватель Гринин. Человек старой закалки, коммунистической, одним словом. Уж костерил он этих студентов , как хотел. Они у него были "ельцинским отродьем". Девчонки в коротких юбках к нему на занятия не ходили. Гроза! Как ни странно, студенты любили его и уважали. Умный дядька был и справедливый. Если видел, что человек старается, не лентяй, всегда шел навстречу.
Умер человек.
Неплохая идея-это обсуждение на сайте. Хотелось бы , чтобы педагоги прочитали правду про себя.
все в пту -у
А зачем им алгебра? Они все равно супервайзерами или как их там, работать пойдут. Будут водку и памперсы продавать. В Ульяновске инженеры не требуются-промышленность сдохла давно. А сложение и вычитание знают,я полагаю.
знаю
отвечаю –
из замшелой деревни в советское время можно было попасть в немецкий вуз по специальным программам, которые УМНЫЕ советские руководители государства специально организовывали для того, чтобы советская наука развивалась в ногу с остальным миром несмотря на разные картонные занавесы. Причем студентов отправляли учиться в ЛУЧШИЕ университеты.
Сейчас такого в принципе нет – или организуется сколково или вот современный вуз получает грант на всякие инновации-модернизации и бананотехнологии, а денежки пилят в руководстве под прикрытием городской власти 30/70, а послать студентов/аспирантов/лучших преподавателей даже и не подумают на свои "выигранные миллионы", денег нет. ……извиняйте…..так и проср*т всё. А вот нам, преподавателям, пока еще не всё равно, но таких как-то мало остается вокруг……мы ещё помним советскую школу, совесть мучает ….пока….но вот молодые часто идут в вуз – что студенты. что преподаватели….уже не те…..
так что про муссируемую здесь всуе завкафедрой…честно скажу, она профи реальный и совесть у нее есть, ……вот вчера только она переживала, что студенты книг не читают (не её книг, а вообще), сами не анализируют материал, волновалась что нужно делать, как изменить что-то…и это не на показ, а в частном разговоре со мной в пятницу вечером, хотя можно было найти любую тему, более лично для неё интересную, чем студенты.
….ну, а акцент….наверное, это не самое страшное.
удачи в учёбе Вам и читайте книги, думайте.
знаю-щему
Вы так и не поняли меня. Видимо выразился неправильно.Акцент тут ни при чем. Незнание русского языка -именно это вызывает недовольство многих. Может наряду с нашими детьми и ей нужно посоветовать больше книг читать-ведь чем больше читаешь, тем правильнее говоришь и пишешь. По крайней мере нас так и в школе и в институте учили -больше читать хорошей классики.
Советую заглянуть в ее опусы-ошибки глаза режут. Ну объясните мне, как можно такие книги выпускать?Чтобы студенты занимались по ним! Что же Вы не говорите по существу?
А по поводу ее переживаний нет ничего удивительного-сейчас это часто встречающаяся тема-деморализация общества, низкий интеллектуальный уровень студентов, неумение мыслить… многие здравомыслящие люди переживают на эту тему.
Наша с Вами полемика не имеет конца. Вы, вероятно, тоже педагог. А это особая каста.Они всегда правы и не терпят критики и возражений. Поэтому каждому стоит остаться при своем мнении. Обойдемся без поножовщины.
знаю-щему
И еще.
Наши дети не обладают такими навыками, потому, что их не научили этому в школе педагоги. В школе сейчас не учат ничему. Это не моя досужьи выдумки.Я это прошел с двумя детьми. Поэтому много занимался с ними сам.И репетиторов подключал.
А педагоги в школе не хотят этого делать, потому, что получают крохи.
Всего доброго!
Студенты УЛГУ
Гнать из вузов надо тех преподавателей, которые не имеют понятия о педагогической этике, а не по возрасту. Всем известно, что учёность не зависит от возраста. А вот таких, как наша физручка молодая, не должно быть среди вузовских преподавателей. Опоздаешь на 15 минут – прямо говорит, чтобыы без коробки конфет не приходили, а уж что говорить о зачётах?
Ди вообще, как может учить в университете тот, кто сам еле-еле на тройки закончил вуз? То, что учится или учился в аспирантуре, ничего не значит – знаний-то нет. Сами такие преподы и говорят, что если деньги есть , в настоящее время аспиарнтуру закончить – раз плюнуть. А псмотрите, кто учится в аспирантуре порой. Бывшие двоечники и троечники, но с деньгами. И диссертации соответствующие, от которых в мире и в обществе ничего не изменится.
птушник
хачу быть двоешником-троешником-апсирантом
як Энштеин
знаю
ну, по поводу русского языка, так собственно сейчас его многие "истинные арийцы" ВООБЩЕ не знают, поэтому сильно грешить на язык, а не на знания ПО ПРЕДМЕТУ, это станно…..
Так что речь не о языке, хотя грамотная речь, конечно, должна быть у преподавателя вуза, но это, на мой взгляд, более вторично, чем профессиональное понимание предмета.
По поводу изданных книг (причем в т.н. "золотой серии", проверенных УМО по профобразованию), так грамматические, орфо и иные ошибки ДОЛЖНЫ редактироваться в ИЗДАТЕЛЬСТВЕ, т.к. это их работа.
Каждый должен заниматься СВОИМ делом и ХОРОШО.
Ну, а с Вами спор вышел из-за Вашего текста, т.к. просто неприлично в Интернет выносить Ваше субъективное мнение о преподавателе, причем в такой форме, близкой к национализму – посмотрите свой первый текст, Ренат, что там видим за лексику и ее сочетаемость, негативно оценивающие конструкции, да, и совсем националистские выпады типа "в Русском вузе"…
Вобщем, я к тому, что писать на публику о человеке в уничижительной форме, ничего собственно о нём не зная – просто непорядочно и субъективно. Вы, хотя бы, раз детей своих учите умному, доброму, светлому, попытались бы "прогуглить" о человеке, о преподавателях, которые УЧАТ вашего ребенка.
А что касается т.н. "касты педагогов", так это отчасти правильно, но критику мы любим, т.к. есть о чём поспорить :)
ЗЫ – Что касается других товарищей, негативно отписавших здесь о своих преподавателях, могу также сказать – не будьте субъективны. Есть разные преподаватели, как есть разные люди вообще вокруг вас, и каждый человек – это опыт в вашей жизни. Вам следует учесть это и идти дальше, взяв только лучшее для себя.
from USSR
Сам политех заканчивал с махровое СССРское время. Серьезный факультет. Драли нас педагоги как могли. Пять лет очной учебы – и ни одной взятки! Не припомню, чтобы кто-то попросил!
Ребенок закончил в 2003 году. Учился хорошо, на стипендию. Тоже без взяток. Пардон, забыл, преподаватель физкультуры нагло брала и подарки и деньги.
Сейчас племянница учится там же -и опять физкультурница-взяточница! Это выпускникам дурфака традиционно передается из поколения в поколение.
ОДНО я точно знаю – если студент добросовестно занимается , без системных пропусков- к нему отношение нормальное. И взятки платить нет необходимости.
Сейчас отчисляют только в редком случае. Т.к. деньги универу не лишние.Поэтому студенты так относятся к обучению.А то, что педагоги малограмотные-согласен. Нет тех Худобиных и Фалевичей, которые нас учили. Но ведь и СССР тоже нет.
Все параллельно идет. А начинается с семьи.
Предлагаю – всех умненьких – в Гарвард, Стенфорд, Кембридж. Остальных в ПТУ! Вот только где наши дети работать будут? Ни инженеры, ни квалифицированные рабочие не нужны. Промышленность стоит.
Будут окорочками торговать на рынке.
угу
дача взяток – уголовное преступление
Свой
Ульяновск абсолютно дипрессивный город, с убитой промышленностью. И с невероятно низким уровнем зарплат. Работу не найти. А ту которую предлагают, зарплатой не назовешь. То, что талантливая молодежь и просто выпускники школ стремятся отсюда уехать, абсолютно нормально. Человек должен прежде всего, найти свое место под солнцем. Реализоваться. Чего-нибудь добится. А прожигать свою жизнь здесь, на родине вождя пролетариата, бесполезно. Как, говорится, ловить тут нечего. Со стороны властей один треп, балтология. Никто, не собирается создавать условия для "комфортного" проживания простым Ульяновцам.
dg
К сожалению не требуются нашей стране и нашему городу инженера и выпускники любой технической специальности. Печально, что нужны только менеджеры и торгаши. Удел России?
требуются только в малых количествах
чтобы за небольшую плату был большим универсалом
инженер-технолог-конструктор-нормировщик,
по мех.обработке, сварке, штамповке, термообработке и т.д.
from USSR +100
Юлия
Своему
дЕпрессивный
бОлтология
я уж не говорю про пунктуацию…
Что Вы собираетесь ловить с такой грамотностью? да ещё за тридевять земель, в тридевятом царстве? :))))))))
Вы, наверняка, та самая талантливая молодёжь ;) Гоните в шею профессоров, так их :))))