На днях правительство области обнародовало проект закона «О наградах». К званию «Почетного гражданина» (между прочим, в каком-то виде существовавшему и в царской России) решили добавить собственные ордена и медали. Что ж, атрибутов региональной «государственности» у нас с каждым годом становится все больше – это уже давно стало тенденцией: сначала герб, потом гимн, награды… Неужто снова к феодализму движемся?!
Девальвация почёта
На то и в самом деле очень похоже, причем, к сожалению, Ульяновск – не исключение: это характерно для всей нашей страны. В 41 регионе России местная элита учредила 32 ордена, 81 медаль и 4 звания «Героя» (и это не считая степеней)! А во всей федеральной наградной системе России 15 орденов, плюс Звезда Героя, Георгиевский крест и 16 медалей. Вот и сравните. Кроме демонстрации своей «удельности», местные князьки, вводя собственные награды, наносят и другой вред – девальвируют ценность государственных орденов и званий.
Почему так происходит? Просто нигде не сказано, сколько наград может быть у областей и республик России. Федеральный закон определяет только «центральные» знаки отличия, но не влияет на ассортимент местечковых, запрещая, правда, использовать в них государственную символику. Поэтому в запасниках у регионов полным полно всякой экзотики: от ордена «Утренней звезды» республики Алтай до калмыкского «Белого Лотоса», от якутской «Полярной звезды» до «Ивана Калиты» Московской области.
Брежнев не пройдёт
Конечно, на этом фоне заявленный список ульяновских наград (и материалы для их изготовления) пока выглядят относительно скромно, хотя понятно, что это всегда можно подправить, было бы начало положено. Орден «За мужество» – дело благое. Только кто поручится, что вскоре не появятся другие? Любопытно и то, что награжденными в нашем регионе могут быть даже иностранные подданные и лица без гражданства – проект закона это предусматривает. Непонятно только, зачем наши награды иностранцам, если только кто-то из них не коллекционирует побрякушки экзотических стран. С другой стороны, кто вообще придумал награждать каких-то авантюристов без государственной принадлежности?
Впрочем, и элемент самоограничений в проекте тоже присутствует. К примеру, нельзя быть награжденным чаще, чем раз в три года (впрочем, губернатору, как водится, дано право нарушить это правило). То есть, если очень грубо прикинуть, около десятка орденов и медалей за среднюю по длительности трудовую жизнь может получиться. С точки зрения удобства одежды совершенно оправданно – лацканы пиджака не так перегружены и вроде бы должны все вместить. Не та тяжесть, что носил «поздний» Брежнев…
Все выше, и выше…
Ограничены представители элиты и в повторном получении тех же самых наград – на первый взгляд. С одним маленьким исключением: если речь не идет о награде более высокой степени. Приятное отступление от правила, ничего не скажешь…
А еще местные ордена и медали не достанутся тем, кто имеет неснятую или непогашенную судимость. Последнее означает, что по истечении определенного, более или менее длительного, срока после прохождения тюремного наказания даже за тяжкие преступления, человек теоретически сможет стать орденоносцем. Исправился и быстренько совершил выдающийся поступок на благо своей малой родины – так и быть, становись кавалером. Люди с погашенной судимостью тоже могут оказаться полезными, если они относятся к «сильным мира сего» (ну вы понимаете, о чем я). Любая награда присуждается по представлению специальной комиссии и личному решению губернатора.
За заслуги перед кем?
Впрочем, внешняя увлеченность ульяновской власти муаровыми лентами и крестами – это еще полбеды. Назовись хоть «пэром Симбирска» или кавалером «Ордена Золотого Колобка» (между прочим, совсем нетрудно представить, как бы он выглядел) – не жалко. Ну, разве что посмеемся… Есть же «Орден Хризантемы» в Японии, почему бы нам не додуматься до «Ордена Аленького цветочка» (тоже растение хоть куда)?.. Другое дело, опубликованный проект закона почему-то пишет о ношении и хранении «цацек», но умалчивает, к примеру, какие льготы они принесут обладателю (потому что только привилегии, а не сами побрякушки, могут замотивировать потенциальных получателей). А вот это уже, извините, за счет налогоплательщиков, и вопрос не праздный.
Есть еще один аспект – кого будут награждать, для кого все это вводится? Проанализировав, кого обычно награждают, особенности национальной наградной системы понять несложно: рядовые доярки, инженеры и врачи в поле зрения власти попадают нечасто, если не сказать никогда (а если попадают, значит, опять-таки не так все просто). Бывшие первые лица, разного рода начальники, военные, местечковые олигархи и спортсмены – номенклатурный подход рулит повсюду, поощряют всегда нужных людей. Раньше хоть федералы местные амбиции как-то ограничивали, просеивая заявки на награды через собственное «сито», а теперь ничто не мешает представителям региональной элиты понавешать «цацек» друг другу. Такое вот дополнительное средство чиновничьей благодарности, еще один – пафосно-бартерный – способ официальной оплаты личных услуг людей, полезных для местной власти. Неудивительно, что ордена «За заслуги» в некоторых регионах местные жители уже прозвали «За заслуги перед губернатором». Ульяновская область на очереди?..
София МОРЖОВА