Позволит ли приход коммерческих структур в школьные столовые Ульяновска сохранить качественное и доступное питание для детей?

Поле боя – столовая

Тема качества школьного питания в последние недели будоражит город. Вопрос обсуждается на всех уровнях – детьми, родительскими комитетами и руководителями города и области. Со стороны может показаться странным, что эта тема вдруг оказалась в центре внимания. Но причины происходящего очевидны. Увы, это не вдруг вспыхнувшая забота о детях, идут вполне прагматичные экономические процессы.

Не так давно на рынке школьного питания в городе появилась новая частная структура. Она работает в нескольких учебных учреждениях и, очевидно, хочет увеличить число своих клиентов.

В сущности – нормальный рыночный процесс, ведь государством, несмотря на слова о заботе о детском здоровье, разрешено пускать в школьные столовые коммерсантов. Но в нашем городе развитие рынка школьного питания сопровождается совсем не уместными в такой деликатной теме «грязными технологиями». Вдруг увеличилось число проверок столовых, появились обращения недовольных качеством питания детей взрослых, которые, как потом выяснилось, подписывали родители давно выпустившихся из школ учеников, в СМИ стали выходить материалы, откровенно искажающие реальную ситуацию. А за поднятым шумом остался незамеченным самый важный вопрос: позволит ли развитие бизнеса, заинтересованного в первую очередь в росте прибыли, сохранить качество, безопасность и доступность школьного питания, которые много лет обеспечиваются бюджетными предприятиями?

По проверенному рецепту

Работу столовых в большинстве школ города обеспечивают комбинаты школьного питания (КШП), являющиеся муниципальными, то есть контролируемыми властью, учреждениями. Комбинаты представляют собой продуктовую базу и штат из работающих на базе специалистов по качеству продуктов. После закупки продуктов их распределяют по школам, в которых уже в пищеблоках также сотрудники КШП готовят сами блюда.

Специалисты Роспотребнадзора по Ульяновской области считают эту схему организации школьного питания одной из наиболее оптимальных. «Предприятия имеют соответствующую материально-техническую базу, квалифицированные кадры, опыт работы в обслуживании организованных детских коллективов. Поставщики осуществляют доставку продуктов питания по графику и заявке учреждений с учетом правил транспортировки и хранения продуктов. Снабжение продуктами питания бесперебойное, что позволяет соблюдать примерное цикличное меню, сроки хранения скоропортящихся продуктов… Только централизованное обеспечение учреждений образования позволяет проводить контроль качества поставляемой продукции и своевременность ее доставки», – отмечается в отчете ведомства о работе ульяновских школьных столовых.

За качеством школьного питания ведется трехступенчатый контроль. Его осуществляют коллектив школы и представители родительских комитетов, входящие в специальные комиссии. Затем работа столовой в постоянном режиме контролируется управлением образования мэрии. Следующий этап контроля осуществляют главы районов города.

Кроме того, на самих комбинатах обеспечен контроль поступающих продуктов и качества приготовленных блюд. Его проводят работающие в КШП технологи, санитарные и ветврачи. Также сотрудники комбинатов организуют опросы среди школьников о том, какую еду они хотели бы получать, и, учитывая пожелания детей и требования к детскому питанию, постоянно разрабатывают новые блюда.

Что же в частной структуре, поставляющей продукты напрямую в школы? Проверить ее работу, согласно законам, можно только раз в три года. Между тем здесь не имеется продуктовой базы и специалистов по контролю на ней. А набор предлагаемых детям блюд менее разнообразен.

КШП закупают крупные партии продуктов у серьезных поставщиков. Большие объемы поставок гарантируют свежесть продуктов, а также оптовые цены на них. Это позволяет сделать школьное питание доступным по цене для ульяновских семей. Предприниматель же, покупающий продукты мелкими партиями по более высокой цене, вроде бы выставляет на свои блюда такие же расценки, что и КШП. Но достигаться такой уровень цен может, вероятно, за счет снижения качества идущих в пищу для детей продуктов и уменьшения порций.

Школа – не базар

Казалось бы, это простая рыночная хитрость, но школьная столовая – не базар, а дети – не те клиенты, на которых разумные люди будут пытаться сделать прибыль. Поэтому очевидно, что к вопросу модернизации процесса обеспечения детей питанием необходим взвешенный и осторожный подход.

Его, в частности, предлагает федеральная целевая программа по закупке нового оборудования школьных пищеблоков. Она позволяет регионам, выделяющим деньги на эти цели, дополнительно получить средства из федерального бюджета и, значит, обновить столовые в большем числе школ.

Эта программа работает в России уже несколько лет. Во многих регионах, благодаря ей, устаревшее оборудование школьных пищеблоков было заменено на новейшее. В Ульяновске пока денег на участие в программе не нашлось.

Но стоит обратить внимание на то, что и в городах, получивших деньги на переоборудование столовых, несмотря на технологические новшества, продолжают работать КШП. Несколько лет назад многие города, к примеру, Сочи, отказались от их услуг, а затем, намучившись с частниками, начали сами воссоздавать такие организации.

Разница между качеством питания, предоставляемого разными организациями, возможно, на первый взгляд, не так заметна. Но то, что человек употребляет в пищу в детском возрасте, когда организм только растет, сказывается на его здоровье всю жизнь. Так стоит ли спешить менять процесс организации питания, высокий уровень которого отработан годами, на новшества, результат которых можно будет проверить только ценой здоровья детей?

Лидия ЛЕОНИДОВА