Любая женщина скажет, что в каждом мужчине живет мальчишка. В ульяновском художнике Николае Маврине «мальчишка» заявил о себе годам к сорока, когда он отложил в сторону масло и холст и взялся конструировать из стекла, металла и подручных материалов насекомых и животных. А к 508летию на смену мальчишке пришел философ. О пути художника от реалистической живописи до философских ассамбляжей рассказывает его юбилейная выставка в Галерее Союза художников.

В отличие от художников, раз и навсегда нашедших свой стиль в искусстве, Маврин всю жизнь искал и менялся. В Пензенском училище он стал реалистом, таковым и оставался в 1980-х. Потом от приглушенных красок средней полосы его потянуло к безудержной яркости и геометричности форм. Этой же сочностью красок отличаются и его росписи в храмах Ульяновской области и Казахстане. А в 2000-х появились на свет мухи, комары, быки, динозавры, черепахи и прочая живность, собранная из деталей сантехники, электроники, старых пил и сельскохозяйственных орудий начала ХХ века, сконструированная из лыка, сваренная из металла, скомпанованная с витражами…

На выставке «На радость вам…» Маврин впервые показал свои ассамбляжи – деревянные «полотна», на которые приклеены, прибиты и привинчены самые различные предметы – от лоскутков, газетных вырезок и обломков электрических розеток до велосипедных цепей, зажигалок и пружин. Эта техника позволила художнику посредством предметов «говорить» о прошлом, и в частности – о советском прошлом. На смену названиям картин 80-х вроде «Мои пенаты» или «Первый снег» в 2010-2011 годах пришли другие, обобщенные – «Былое», «Эпоха», «Репрессия», «Прощай, детство».

Анна МИХАЙЛОВА