Почему еще мальчишкой он решил пойти в пилоты, и именно в вертолетчики, ульяновец Сергей Кандалов объясняет по-военному коротко: «Было интересно, как летает эта стрекоза, как ей надо управлять». В выбранной еще в детстве профессии взрослым он сумел достичь настоящих высот в прямом и переносном смыслах. Научился виртуозно управлять «стрекозами», а за полеты на «крокодиле», единственный в Ульяновске, был награжден тремя орденами Красной Звезды и орденом Мужества.

На особые отношения с небесной высотой Сергея Кандалова указывало само его рождение. В казачьем городе Уральске, ныне относящемся к Казахстану, он появился на свет 12 апреля 1961 года. Через 50 лет, 12 апреля 2011-го, весь мир будет отмечать 50-летие этой даты – первого полета человека в космос. И ульяновцу, который в этот день также отметит свое 50-летие, тоже найдется, что рассказать о небе.

Он оказался в тот памятный всему миру день единственным мальчиком в роддоме. Врачи советовали матери: называй Юрой в честь первого космонавта. Но мама, вспомнив непутевого соседа Юрку, предпочла покорению космоса семейную традицию – мальчик получил имя в честь деда Сергея.

Сергея полеты интересовали с детства. Путь к небу оказался коротким.

Еще в школе он начал ходить в авиамодельный кружок, а разобравшись с моделями и став повзрослей, отправился поступать в училище, в вертолетную столицу России – Сызрань.

Уже в 18 лет в училище Кандалов сам поднял в небо вертолет. После первого года учебы курсантов отправляли в летний лагерь, где они занимались с инструкторами. На освоение вывозной программы, в рамках которой надо было научиться летать по кругу, в зону и зависать, будущим пилотам давали всего 15 часов. Тем, кто после этого срока с задачей не справлялся, доступ в небо закрывали. Курсант Кандалов справился с программой за 12-13 часов.

На летних занятиях казармы для курсантов располагались километрах в трех-четырех от аэродрома. Ходили пешком. И пока ноги шагали в строю, голова курсанта была занята мыслями о том, как правильно вести себя в небе.

После училища по распределению Сергей Кандалов отправился в Северную группу войск в Польше. За время службы прошел путь от летчика-оператора «Ми-24», того самого «крокодила», до командира боевой эскадрильи «крокодилов». Но продвигался по службе не в Польше, а в «горячих точках».

Дважды отправлялся в Афганистан, участвовал в миротворческих миссиях в Южной Осетии и Приднестровье, был на первой чеченской войне.

Три ордена Красной Звезды получил за Афганистан, орден Мужества за Чечню. В Афганистан попал на самый юг – в Кандагар и Лашкаргах.

Сложно было и физически, и психологически, рассказывает Сергей Александрович.

Вертолеты работали со спецназом ГРУ. На отдых времени не хватало. Занимались воздушной разведкой, прикрытием военно-транспортной авиации при взлете и посадке, охраной аэродрома с воздуха днем и ночью, сопровождением колонн с горючим, высадкой и забором групп спецназа по перехвату караванов душманов, доставкой продовольствия, боеприпасов и медикаментов. Делать это все приходилось при температуре до 50 градусов в тени.

Весил Кандалов 59 килограммов.

Это при росте в 180 сантиметров. Свое тогдашнее состояние теперь подтверждает фотографией и историей – то ли смешной, то ли горькой. После возвращения с очередного полета полковой врач попросил его встать на весы.

Увидев результат, предупредил: сбросишь еще полтора килограмма – и будешь отправлен в Союз с третьей степенью дистрофии. Вертолетчик ответил, что никуда не поедет – в Союз соберется только по замене вместе со всеми боевыми товарищами. Такую свою реакцию объясняет просто: как он мог отъедаться дома, зная, что друзья его там, на войне.

В первый день, когда Кандалов прилетел в Кандагар, был убит командира полка. «Если уж командиров полков сшибают, как воробьев, что же с нами, командирами экипажей, тогда будет?-» – вспоминает он первую реакцию. Потом, месяца через тричетыре, когда служба становится в привычку, начинаются элементы зазнайства,вспоминает Сергей Александрович. Самоуверенность до хорошего не доводит – вертолеты возвращаются простреленными, появляются потери. Ну а под конец срока службы снова появляется страх – скоро домой, где ждут жена, дети и родители, и только бы не случилось чего.

Кроме боевого опыта, Афганистан дал Сергею Кандалову и друзейпомощников. Помогали ему постигать военную науку наставники и боевые товарищи Владимир Цимбал, Анатолий Акименко, Борис Ляпустин, Виктор Карпов и летчики-операторы Владимир Петров и Валерий Нестер.

Там же познакомился с ульяновцами, выпускниками училища тыла, специалистами службы горючего. Без этой службы работа вертолетчиков была бы невозможна.

Рассказывать про ордена Сергей Кандалов начинает не с операций, за которые они были присуждены, а с неожиданного: «Лицевая сторона наших боевых наград – это лицо второй половины, а наша сторона – обратная.

Потому что ждать всегда тяжелей, чем воевать, и весь быт, дети, все это висит на женах. Поэтому все ордена и медали мы отдаем им».

Со своей супругой Натальей Борисовной Сергей Кандалов знаком 41 год.

Когда спрашивают, сколько они вместе, и получают в ответ этот срок, у них округляются глаза – во сколько же лет они поженились. Но, объясняют супруги, они просто знакомы с третьего класса.

Если Наталья Борисовна все эти годы была надежным тылом, то самому вертолетчику заслужить награды пришлось в непростых условиях.

Первую Красную Звезду в Афганистане он получил за спасение группы спецназа от душманов. Вытаскивать ребят, противостоявших превосходящим силам, пришлось из ущелья, пролетая над противником. Сложней всего было вырваться обратно – душманы готовились сбить вертолеты.

Пришлось поливать их огнем так, чтобы и головы поднять не могли.

Второй орден получил за уничтожение колонны из 13 машин, шедших из Пакистана. Колонну заметили, когда на двух вертолетах возвращались после высадки спецназа. Обратили внимание на поднятую пыль. Решили узнать, в чем причина, и засекли целый караван.

Сейчас подполковник, летчик первого класса Сергей Кандалов работает служащим Российской Армии в 31-й бригаде ВДВ, а накопленный в «горячих точках» опыт передает в рамках военно-патриотической работы с курсантами УВВТУ.

Своей страстью к небу подполковник способен заразить даже словами.

Что уж говорить про возможность подняться с ним в небо. Когда вертолетчики служили в Южной Осетии, на День авиации решили покатать ребятишек и местных журналистов. Кандалову как раз достались газетчики и телевизионщики. Реакция одного из них и сейчас ему кажется лучшей похвалой его профессии. Полетав буквально над крышами домов, над кронами деревьев, журналист заявил, что, попади он в вертолет в 17 лет, тоже пошел бы учиться в Сызрань.

Не хуже была реакция и у Александра Розенбаума, которого Кандалов перевозил во время выступлений в Афганистане. После этих поездок певец и военный договорились, что, если будут живы, Сергей Александрович сможет попасть на концерты Розенбаума по специальному паролю. Певец свое слово держит – ульяновец во время его приездов в город этой договоренностью пользуется.

Лидия Пехтерева