Какой темы ни коснись, и если только в ней как-то фигурируют Европа, США, да и несчастная Япония тоже, тут же во мнениях россиян просветится нелюбовь к Западу и даже ненависть. Но почему?

В «СК» за субботу, 26 марта, мы опубликовали ответы наших читателей на вопрос недели об отношении к операции международных сил в Ливии. Ответы, на мой взгляд, удручающие. В них, кроме одного, ни слова о сути режима Каддафи, о его войне против собственного народа, об обращении части этого народа и Лиги арабских государств к ООН с просьбой о вооруженном вмешательстве, о живом щите, который Каддафи выстроил из своих подданных, подставив их под ракеты и бомбы, а сам укрывшись в бункере. Ни о чем, кроме гнева против «западных агрессоров, вторгшихся в Ливию ради ее нефти».

Аргумент, вообще говоря, иррациональный, поскольку при Муаммаре Каддафи почти вся ливийская нефть шла именно на Запад.

В частности, в Италию, которая другой нефти, можно сказать, и не использовала.

сейчас США и Евросоюз ввели запрет на ввоз нефти из Ливии и покупают ее по повышенным ценам у других стран. Где же здесь шкурный интерес-то?

Рациональные аргументы отвечавших на вопрос читателей, вероятно, не волнуют, и отвечали они на эмоциональной волне, дав волю своей застарелой нелюбви к Западу. Она, ненависть-нелюбовь, у многих россиян, видимо, просто уже в крови. И опять же – непонятно почему.

Мы напичкали свои жилища всем западным (и японским) – стиральными машинами, обогревателями, водонагревателями, телевизорами, холодильниками, музыкальной аппаратурой, компьютерами, мобильниками, одеждой, во многом и едой. И знаем, что все это лучше. Знаем, что лучше бы и автомобили иметь европейские и японские. И многие их имеют, включая главного ненавистника Запада Владимира Путина, и всех его министров, и всех губернаторов и мэров, и всех чиновников пониже рангом, и всех околочиновников. И благодаря продаже Западу нефти и газа живем и пенсии выплачиваем. И дрожим, когда Запад говорит об альтернативных источниках энергии и уменьшении своей зависимости от наших углеводородов.

То есть Запад нужен нам как воздух, так почему же мы его так не любим? Может, просто завидуем, что там и живут спокойно, в достатке и долго, и продукцию умеют делать качественную, и отдыхать там лучше, чем у нас, в России. И дешевле, кстати. И воруют там чиновники меньше, а в случае какой-то промашки сразу подают в отставку, как недавно министр обороны ФРГ Гутенберг, заподозренный в списывании чужих материалов для своей докторской диссертации. У нас-то ведь почти все диссертации поддельные, и никто при этом в отставку не подает. Словом, похоже, что мы в том, что касается Запада, во власти открытия Зигмунда Фрейда – ненавидим подсознательно, хоть все западное и любим. Но и Каддафи любим, хотя половина ливийцев его терпеть не может. В Бенгази ведь не европейцы и не американцы празднуют бомбометания сил западной коалиции по подразделениям Каддафи. Это граждане Ливии. Вы можете представить, что всех их подговорил Запад, подговорил в том числе идти на смерть?

Василий Мельник