Предварительные итоги переписи населения, проведенной в октябре 2010 года, показали, что за восемь лет при Владимире Путине число проживающих в России сократилось сильнее, чем за тринадцать лет до того – на 2,3 млн человек (на 1,6 процента).

С 1989-го по 2002-й – на 1,8 млн (на 1,25 процента). Темпы опустошения страны, таким образом, ускоряются.

Исключений только три: Москва, Северный Кавказ и Санкт-Петербург. В этих регионах численность населения выросла. Больше всего в столице – почти на 11 процентов, достигнув 11,5 млн человек. На 6,3 процента стало больше жителей Северного Кавказа (9,49 млн человек), и на 4 процента выросло население Санкт-Петербурга (до 4,85 млн). Остальные провалились.

Среди провалившихся – и Приволжский федеральный округ. Он за 2002-2010 годы недосчитался четырех процентов, и в нем теперь проживает 29,9 млн человек. В нашей области провал еще глубже – на 6,6 процента. Темпы ее опустошения в четыре раза выше среднероссийских. А самый многочисленный – Центральный округ, включающий в себя Москву. Вероятно, именно ее рост дал и рост численности населения в целом по округу на 1,2 процента: в ЦФО теперь проживает 38,4 млн человек.

Лидером по падению, как и ожидалось, стал Дальний Восток. Дальневосточный федеральный округ сократился на 6 процентов, и на сегодня там осталось всего-то 6,29 млн жителей. То есть половина Москвы.

Территория же округа бескрайняя. По другую сторону южной его границы живет 1,3 млрд. Это граждане Китая, и эта чудовищная демографическая диспропорция делает все реальней угрозу утраты Россией Дальнего Востока уже как бы де-факто. Китайцы однажды могут просто перейти границу и поселиться на российских землях.

Российские поклонники Китая возможность такого сценария обычно яростно отвергают, ссылаясь на дружеские отношения Поднебесной и России, на то, что наши страны не враги, а партнеры, и что они вместе противостоят гегемонии США. Они могут и дальше противостоять и даже сохранять официальные братские отношения, заселение же российского Дальнего Востока произойдет помимо воли руководителей обоих государств. По одной элементарной причине: китайцам становится негде жить, и они двинутся на север, то есть к нам, невзирая ни на что. Ни на протесты, ни даже, я думаю, на пули. И это, наряду с терроризмом, главная опасность для существования России в ее нынешнем виде – как огромной по территории страны.

Каких-либо идей по перелому тенденции нет, ведь население России в первом десятилетии XXI века сократилось больше, чем в последние десять лет ХХ века. Несмотря на относительный рост числа родившихся в 2002-2010 годах, тогда как 90-е отличались резким спадом рождаемости. А впереди новый спад – эхо 90-х годов. И вправду хоть следуй недавнему призыву одного из российских политиков, предложившего открыть Россию для японцев, оказавшихся сегодня на своих островах как в западне. Тогда вместе в этой российско-японской федерации нас будет 270 миллионов. Уже сила. Шутка, конечно, хоть и не очень веселая. И для России, и для Японии.

Юрий Кашинский