«Гран-при» на региональном конкурсе «Волшебный смычок» взяла 31 марта студентка I курса Ульяновского музыкального училища Ксения Солотова. Она «обошла» соперников из Ульяновска, Димитровграда и сильной команды из Тольятти.
Чудо-ребенок, неземная девочка – только превосходными эпитетами характеризует ее педагог, артистка симфонического оркестра Наталья Доронина.
– Я боюсь, как бы Ксюша себя не «загнала», убеждаю ее в том, что заниматься можно и без скрипки. Осознавать, как должна звучать музыка, можно, просто глядя в ноты. Заставляю ее отвлекаться – танцевать, заниматься спортом.
Доронина – сама концертирующий музыкант, поэтому прекрасно знает, какое это волнение – выйти на сцену.
– Наталья Григорьевна умеет находить правильные слова, – рассказывает Ксения.
– Я много читала о том, как бороться со страхом на сцене, как передать публике свое понимание музыки. Но сегодня настрой шел от моего педагога. И я почувствовала эту любовь и единение с залом.
Наверное, поэтому в моем исполнении появились новые нюансы, которые я никак не могла передать до этого дня.
– Слышала, что этому удивилась даже Доронина, она сказала, что тому нельзя научить, и назвала твое выступление «откровением»… – Она постоянно говорила мне о том, что во второй части концерта Баха нужно передать умиротворение, покой. Мне представляется, что суть этой музыки в другом. Ведь Бах – философ, он не писал музыку для релаксации. Мне слышался в этой музыке вопрос, на который человек не может найти ответ. К концу части он успокаивается, потому что понимает: поиски ответов бесконечны, когда они найдены – незачем жить. А в Тарантелле Вьетана мне было очень весело, играя, я как бы подшучивала над собой.
– Откуда такая страсть к скрипке?
– Я сумасшедшая. Это моя болезнь, мой наркотик. Сам тембр скрипки такой чарующий – особенно если играть как следует.
Это потребность – постоянно чувствовать скрипку на своем плече и вибрацию струны, держать в руках смычок, вдыхать запах канифоли. Два года назад я познакомилась со студентом музыкального училища Андреем Аношиным, меня потрясло то, как он играл на фортепиано, как импровизировал. Под влиянием его личности я решила стать профессиональныммузыкантом и очень ему благодарна.
– Насколько сильно влияние педагога на тебя?
– Мне хочется рассказывать ей обо всем, что со мной происходит – я совсем не стесняюсь ее. Она очень терпелива, никогда не ругает и не упрекает. Это ее недостаток, потому что мы перестаем видеть в себе недостатки, самокритичность сходит на нет.
Абсолютная победа в этом конкурсе (за выступление Ксении члены жюри поставили по всем пунктам высшие оценки – «десятки») может принести юной скрипачке президентскую премию по поддержке талантливой молодежи в рамках национального проекта «Образование». Но дороже всех материальных поощрений и красивых дипломов для нее оценка артистки Ульяновского симфонического оркестра, председателя жюри конкурса «Волшебный смычок» Татьяны Лаврухиной: «Потрясающе!».
Ведь девушка в будущем, после окончании консерватории, надеется пройти конкурс и тоже играть в оркестре.
Анна Школьная