В Ульяновске Гришковец посетил ликеро-водочный завод, а идти по ленинским местам отказался.
О критериях
– Я не подозревал, что этот спектакль полностью изменит мою жизнь. Мне хотелось провести вечер, чтобы расстаться с прошлым. Рассказать о службе на Тихоокеанском флоте, обо всех ужасах, и из Кемерово, где я родился и вырос, уехать налегке. Но вот я выхожу на сцену, а в зале сидит мама. А маме же я ничего плохого из армии не писал. И это стало для меня критерием. Я всегда думаю о том, что говорю со сцены, – готов ли я это сказать в присутствии мамы. Сейчас столько развелось «чернухи» – легион. И я думаю, не стыдно ли артистам, которые на сцене матерятся? Ведь на спектакль могут прийти их мамы, дочери.
О ностальгии
– Я играл этот спектакль много лет. Два года назад я его сильно изменил, чтобы не осталось никаких примет Советского Союза. Потому что десять лет назад те зрители, которым было по 18-20 лет, воспитывались в условиях жизни, сходных с моими. А те, кому сейчас 18-20, росли по-другому. Мне не хотелось, чтобы сейчас спектакль воспринимался архаичным. Сначала персонажу было тридцать с небольшим, а сейчас – за сорок. Когда я начинал играть этот спектакль, в моей жизни было два человека, которых я мог назвать бабушкой, сейчас – ни одного. У меня нет ностальгии по Советскому Союзу. Ностальгировать – вообще дело постыдное. Любишь Родину – не уезжай!
Об Ульяновске
– Впечатление о городе для меня складывается после встречи со зрителями. Я удовлетворен тем, как прошел спектакль в Ульяновске. По городу я проехался. Окраина такая же, как и везде – те же пятиэтажки и девятиэтажки. Центр – купеческий. Жизнь рано замирает, на улицах вечером никого, можно рано лечь спать и выспаться. В Ульяновске я выспался. Никогда не играл спектакль так рано, как здесь, – в пять часов дня. В Москве я играю в девять!
О квартете «И» и уходе из ЖЖ
– У квартета случился прецедент – пресыщенных, уставших от жизни подонков из их фильма «О чем говорят мужчины» зрители приняли. Такие герои были в кино и раньше, но зритель их не принимал. А теперь принял. Об этом я написал в своем блоге в livejournal.com. И ушел оттуда из-за тотального невнимания к человеку, из-за непонимания. Думаю, не пройдет и пяти лет, как начнется большой отток из социальных сетей, потому что это не жизнь, а суррогат. В сети шашлык не поешь… Будут появляться новые люди, и будут миграции из сети в сеть, но будет и большой отток.
Уже сейчас многие здравомыслящие люди ушли.
«Меня» много в «Фейсбуке», на «Одноклассниках» и «Вконтакте», но это все демоны. Недавно на «Фейсбуке» какой-то Евгений Гришковец с моей фотографией предложил дружбу моей жене…
О 1 апреля
– 1 апреля я всегда в жутком напряжении. Позавчера мой друг меня разыграл в Казанском театре. Подхожу к гримерке – стоит беременная женщина с огромным букетом, говорит, что они с мужем – мои большие поклонники, просит автограф и говорит: «Я рожаю!». Ей вызывают «скорую», я разволновался. Наверное, это была актриса, потому что очень хорошо сыграла. Но был прокол слишком дорогой букет с орхидеями и розами, тысяч на 8-10, он не вязался с ее образом. Мы с другим приятелем тоже этого друга разыграли. У него во дворе стоит большая бочка, в которую он каждое утро окунается, и мы в эту бочку форелей запустили… Он оттуда просто вылетел!
О жанре «гришковец»
– Петр Вайль в предисловии к моей книжке предложил то, что я делаю, назвать жанром «гришковец», потому что сложно назвать тот жанр, в котором я работаю. Сейчас всех, кто делает моноспектакли, сравнивают со мной. Но я не делаю моноспектакли, я просто считаю, что здесь больше никто не нужен. А моноспектакль – это жанр, где играют от лица разных персонажей, демонстрируют актерскую технику. Особенность моей работы – я сначала играю, потом записываю. Не думаю, что кто-то еще так работает. Есть даже анекдот: «Гришковец заказал по телефону пиццу и наговорил новую книгу».
О мобильных телефонах
Перед спектаклем Евгения Гришковца голос Дениса Юченкова не просил публику отключить мобильные телефоны. Артист сам попросил зрителей сделать это. Тем не менее было три-четыре звонка, и на каждый Гришковец «ответил» комментарием. «Мне-то все равно, – отшучивался он.
– А у вас город маленький, вам с этим теперь жить… Представьте, сейчас весь зал подумал, какая у вас на телефоне ужасная мелодия… Не пугайте меня – когда вы принимаете sms, я вижу в темном зале жуткое синее лицо… Я говорю вам это сейчас, потому что чеховские персонажи этого никогда не скажут. Но они тоже все видят!».
Анна Школьная