В Ульяновске стартовал новый образовательный проект – публичные лекции, получившие название «Губернаторские чтения». Разумеется, первое заседание «клуба имени себя» Сергей Морозов посетил лично. В рамках мероприятия перед собравшимися выступил именитый лектор – директор российского института культурологии, доктор искусствоведения, профессор Кирилл Разлогов.

Основная цель мероприятий, сформулированная чиновниками, – привлечение в регион ведущих ученых самых разных областей: от культуры и образования до ядерной энергетики, космологии и робототехники. Причем «ликбез» будет проходить ежемесячно и бесплатно – для преподавателей, студентов, школьников старших классов. Постоянной площадкой стал обновленный «Областной дворец детского и юношеского творчества». В общем, как в первые годы советской власти, массовое просветительство у нас теперь заявлено чем-то наподобие приоритета.

Впрочем, опыт большевиков, вероятно, пригодился организаторам и в том, как наполнить зал. Студентов вузов на открытие «чтений» просто «нагнали». В результате публики оказалось больше, чем вмещается во Дворец. Поэтому гардероб в определенный момент оказался переполнен, и одежду там принимать перестали. Равно как и выдавать – правда, только до отъезда губернатора. Чтобы не растерять ажиотажное стремление контингента к знаниям…

В итоге, несмотря на то, что в зал затащили практически все скамейки из холла, многие слушатели так и остались стоять у стенок. И вот на сцене появился сам лектор. По первым же словам Кирилла Эмильевича стало ясно: его пригласили, чтобы убедить народ, что «Культурная столица в Ульяновске» – проект замечательный. И он справился со своей задачей блестяще. Упирал на то, что «столицей» не может быть Москва, потому что она, как государство в государстве, сильно отличается от любого среднего российского региона. А Ульяновск – как раз среднестатистический, с проблемами как у всех, поэтому вполне подходит. После чего докладчик предложил перейти к вопросам. Вот тут-то и проявилось во всей красе торжество местной культуры.

На сцене появились первые вопрошающие. Да, именно на сцене, потому что никто не объяснил, что микрофоны для зрителей установлены в зале. Равно как и то, что вопросы нужно задавать по теме лекции. Двое «ходоков» представились ульяновскими музыкантами. Они стали рассказывать московскому гостю про филармоническую жизнь в нашем городе (то ли не поняли, что он москвич?). Основная мысль сводилась к тому, что администрация не обращает на филармонию внимания – квартир-де музыкантам не дают, а штукатурка падает на головы и инструменты старые и латанные. Лектор интеллигентно возразил, что гениальные творцы всегда жили в нищете…

Тут-то на сцену и вышел губернатор. И дал, им, редискам, жесткую отповедь. Дескать, у нас театр зарабатывает десятки миллионов, а филармония едва ли 4-5. И 40 человек приходят на концерты! Так что же можно просить после этого? Мол, если не умеете зарабатывать… расходитесь!

Лектор в это время сдержанно улыбался. Перед ним почему-то сделалось немного стыдно. Должно быть, его, профессора и доктора наук, только что защищавшего нашу «культурную столичность» на самом высоком интеллектуальном уровне, наши провинциальные разборки поставили в довольно-таки неловкое положение.

Из которого он и попытался выйти, предложив кому-нибудь из местных организаторов подняться на сцену и вести встречу. Вызвалась зампред правительства Тамара Девяткина, в результате чего каждый последующий ответ гостя стал сопровождаться ее пространными комментариями, заключающимися преимущественно в словах благодарности самому лучшему на свете губернатору. А еще она многозначительно попросила выступавших музыкантов филармонии «остаться»…

Просветительство – великая вещь. Но, определенно, не следует превращать его в перепалку. Особенно, когда культурные люди собрались поговорить о культуре.

Хотели как лучше, а получилось как всегда…

София МОРЖОВА