Наверное, пять лет уже действует в нашей области акция «Роди патриота в День России», но дела с демографией в регионе все хуже и хуже. По данным переписи (октябрь 2010 года), население области за восемь последних лет сократилось на 6,6 процента, что выше даже, чем в рекордсмене опустошительного процесса – Дальневосточном федеральном округе, где спад составил 6 процентов.

Наш показатель, как мы уже писали, в четыре раза хуже среднероссийского, равного 1,6 процента. На конец прошлого года ульяновцев насчитывалось 1292000 человек, или почти на 100 тысяч меньше, чем в 2002-м. В Приволжском федеральном округе область – на третьем месте с конца. Еще пропащей дела в вечно депрессивной Кировской области, население которой уменьшилось на 10,8 процента; и на таком же примерно уровне, как у нас, в Оренбургской (на 6,7 процента).

Есть и регионы, где положение неплохое. Это Башкортостан (сокращение всего на 0,8 процента за восемь лет), Удмуртия (на 3 процента), наши соседи с юга – Самарская область (на 0,7 процента). Совсем хорошо чувствует себя в демографическом плане сосед с севера – Татарстан, население которого даже приросло на 0,2 процента. Экс-президент республики Минтимер Шаймиев сдал регион своему преемнику, таким образом, с плюсом. Татарстан – единственный, к слову сказать, в ПФО, кто продемонстрировал рост.

И это без каких-либо акций типа «Роди патриота». О том, что ее эффект будет нулевым, мы стали писать с самого начала. Больше того, я не исключаю, что акция могла кого-то и отвратить от желания завести ребенка, поскольку опошляет всю эту тему. Появление дня так называемого зачатия, соревновательности за автомобиль, каких-то агитпоездов и прочей дури не может быть стимулом. Это может быть кичем, пиаром, шумом в прессе, занятием для мающихся от безделья чиновников, чем угодно еще, но не способом решения демографической проблемы.

Способы ее решения – в другом.

В улучшении общей ситуации в регионе и создании условий, чтобы люди для начала захотели в нем жить. Не бежать вон, а жить здесь, жениться, рожать наследников – в расчете, что и они будут жить здесь.

Люди должны знать, что власть существует. Знать, что она существует не для вывески, а для решения проблем населения. Начальники не телезвезды, а завхозы, работают не на прожекты 2020 года, а здесь и сейчас – в 2020-м будут другие. Но что ульяновцы, включая молодежь, видят сегодня? Они видят редких мам с колясками, которые, как по минному полю, пробираются по улицам Ульяновска. Шаг в сторону – и угодишь либо в сугроб, либо в лужу, либо в яму. И это даже в центре города. Видят нищету, слышат о тысячах протекающих крыш, о падающих на головы льдинах, об очередях в садики, о закрывающихся школах, о плате за все, о зашкаливающих тарифах и еще о том, что «регион к взлету готов». Куда он лететь-то, кстати, собрался?

Сергей Поленов