С 1 мая вводится запрет на свободную продажу популярных лекарств, содержащих кодеин.

Без рецепта от врача нельзя будет приобрести большинство обезболивающих препаратов и средств от кашля. Очередной аптечный запрет потребители и большинство специалистов воспринимают отрицательно.

Такая перспектива грозит нам в рамках борьбы с незаконным оборотом наркотиков. На запрете кодеиносодержащих препаратов давно настаивают в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). По данным службы, за последние годы в десять раз выросли объемы наркотических веществ, которые выделяют из свободно продающихся в аптеках лекарственных препаратов. Именно кодеин наркоманы чаще всего используют для приготовления своего зелья. Его превращают в дезоморфин, по статистике он является в России вторым по популярности наркотиком после героина.

Озабоченность ФСКН разделяют и в УВД по Ульяновской области.

Новый вид «дури», называемый наркоманами «крокодилом», появился в регионе пару лет назад, однако получил очень широкое распространение благодаря своей доступности и дешевизне, – отметили в пресс-службе Управления. – Если в 2009 году на территории области выявлено шесть преступлений, связанных с незаконным оборотом этого наркотика, то за семь месяцев прошлого года возбуждено уже 22 уголовных дела, по которым из незаконного оборота изъято более 245 граммов дезоморфина».

Между тем кодеиносодержащие препараты – одни из наиболее покупаемых лекарств, ведь к ним относится большинство обезболивающих медикаментов, в том числе такие широко известные, как «Седалгин», «Солпадеин», «Каффетин», «Пенталгин-Н», «Нурофен», «Терпинкод».

Сейчас они относятся к ненаркотическим анальгетикам и являются противовоспалительными средствами, используются для снятия боли в нервных окончаниях, при миалгии, радикулите, головной и зубной болях, невралгии и т. д. Под запрет попадают и детские противокашлевые сиропы, где также присутствует кодеин.

– Большинство этих препаратов мы принимаем срочно, когда появляется боль, и без всякой задней наркотической мысли, – говорит пенсионерка Нина Васильевна. Трудно представить, что при возникновении головной боли кто-то побежит к врачу за рецептом.

Врач-терапевт Светлана Кузнецова как раз опасается, что очередной запрет на безрецептурную продажу лекарств приведет к дополнительному наплыву пациентов и увеличению очередей: «Конечно, в идеале прием любого лекарства должен быть согласован с врачом, но в реальности мы видим, что наш человек обращается к специалисту лишь в крайних случаях. Таблетки от головной боли или сироп от кашля люди принимают и вовсе не задумываясь».

Представители фармацевтического рынка действенность запретов на свободную продажу тех или иных препаратов оценивают по-разному.

«Все зависит от позиции руководства конкретного фармпредприятия, – делится Александра, замдиректора одной из аптечных сетей. – Некоторые аптечные сети, гоняясь за прибылью, не соблюдают ограничения и продолжают отпускать такие препараты без рецептов. Другие облегчают себе жизнь, переставая торговать рецептурными лекарствами».

В качестве примера собеседница приводит практически исчезнувший из аптек медицинский спирт. Нельзя сказать, что эта мера оказалась эффективной в борьбе с алкоголизмом, а вот тем, кому он был необходим для лечения, дезинфекции, его отсутствие проблем явно прибавило.

Вадим Пилюков