Вокруг водоснабжения населенных пунктов области нагнетаются страсти, главный мотив которых – в том, что водопроводы региона в ужасном-де состоянии и их надо срочно спасать.
На роль «спасателя» намечено недавно созданное закрытое акционерное общество «Ульяновский областной водоканал» (ЗАО «УОВК»), которое обещает вложить в дело и свои личные средства, и привлечь со стороны.
С чего бы такая благотворительность?
Основной акционер «Ульяновскоблводоканала» – ОАО «Российские коммунальные системы», принадлежащее миллиардеру Виктору Вексельбергу. При его упоминании ктото, возможно, вспомнил, что вексельбергское «РКС» в Ульяновске однажды уже объявлялось. Было это на границе 2000-х годов, когда «РКС» пыталось «войти» в «Ульяновскводоканал» («УВК»). С приватизацией в то время было сложно, и «РКС» предложило передать ему «УВК» в долгосрочную аренду. Но власти города на предложение не согласились. Позже стала приходить информация об опыте взятия «Системами» водоканалов в других регионах. Опыт плачевный: водоснабжение лучше не стало, а тарифы на воду для населения полезли резко вверх.
И вот Виктор Вексельберг, известный россиянам как человек, купивший у иностранцев за 100 миллионов долларов царскую коллекцию ювелирных изделий под брендом «Яйца Фаберже», заходит в Ульяновск с другой стороны – как спаситель. Для начала речь ведут о «спасении» водопроводов в районах области. Здесь можно было бы повторить информацию о том, какие суммы обещаются тем, кто войдет в ЗАО «УОВК», на каких условиях «УОВК» будет там работать, кого и как оно собирается к операции «спасения» еще привлечь, но смысла в повторении нет, поскольку все это не больше, чем словесная шелуха. Аксиома же – в следующем: и Вексельбергу, и его ОАО «РКС» с ЗАО «УОВК» интересы ульяновцев, я думаю, глубоко безразличны. Не за тем они снова пришли к нам.
А за чем?
За деньгами. Куда бы ни шел бизнес, он всегда идет только за ними. Главная цель второго пришествия «РКС», на мой взгляд, опять «Ульяновскводоканал», крупнейшее предприятие города и самый лакомый его кусок. А для отвода глаз начинают с районов.
Но даже если деньги в них действительно пойдут, то будет это лишь первый этап. За ним придет черед второго, когда инвестор начнет «отбивать» вложенное, причем уже с наваром. Отбить же можно только на одном – на тарифах для населения. Других доходов в этой сфере просто нет. Чем обернется затея в районах, где большинство живет на грани нищеты, сказать трудно, но инвестора это, возможно, и не очень-то беспокоит. Он, вполне вероятно, надеется, что когда завладеет «Ульяновскводоканалом», сможет «отбить» на нем и свои вложения в сельские водоводы… Не знаю, какие планы в связи со всем этим у городских властей, но судя по их «тяжелым изысканиям» 55 млн рублей на экстренные мероприятия по улучшению водоснабжения правобережья Ульяновска, они, похоже, не против, чтобы слить «УВК» в «УОВК». Изыскания этих 55 миллионов, кстати, смешные, ведь вот только что 10 млн израсходовали на культурную столицу, больше 200 млн планируют на памятники «историческим деятелям, внесшим наибольший вклад в развитие области», миллионы уйдут, наверное, на раскрутку колобка, миллионы уходят на разного рода форумы и симпозиумы и проч., и проч. Либо ситуация с водоснабжением не столь катастрофична, как о ней последнее время рассказывают, либо власти абсолютно безответственны и даже преступны, если, в то время как городу угрожает коллапс, они заняты игрой в бирюльки, на которые и тратят деньги. В любом случае население должно знать, что настоящая катастрофа наступит в случае увода «Ульяновскводоканала» в частные руки, чьи бы руки это ни были – Вексельберга или кого-то еще.
Алексей ДЫМОВ