4 февраля 2011 года я обратился в Городскую Думу Димитровграда и администрацию города с рядом предложений по организации природоохранной работы, а также попросил предоставить мне материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) с протоколами общественных слушаний введенного в эксплуатацию производства молибдена-99 в ОАО «ГНЦ НИИАР», строящегося Федерального Высокотехнологичного Центра медицинской радиологии ФМБА России и проектируемых АЭС. Кроме того, я попросил представить расчет ущерба растительному и животному миру при вырубке лесов под медицинский центр с копиями платежных поручений о его оплате. К сожалению, депутаты мой запрос проигнорировали, а администрация города, поблагодарив за ценные предложения, просто послала…

Не совсем туда, куда вы мягко говоря, с ошибками. Как подумали. Послали меня в Санкт-Петербург, где расположена фирма «РАУМ-Инжини-ринг», которая, по всей видимости, должна была проводить ОВОС и разрабатывать проект медицинского радиологического центра. Прежде чем собираться в дальнюю дорогу, я позвонил туда и выяснил, что проект строительства с разделом «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» находится на стройплощадке в Димитровграде, а заключение государственной экспертизы и разрешение на строительство – в МУ «Управление архитектуры и градостроительства».

Ведущий специалист «РАУМ-Инжиниринг», курирующий подготовительные работы, любезно предоставил мне возможность ознакомиться с разделом «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (как я понял, оценка воздействия на природу на предпроектной стадии не проводилась). Изучив раздел (достаточно поверхностно, без проверки арифметических расчетов и сравнения с методиками), я пришел к печальному выводу – проект медицинского центра разработан, может при строительстве такого большого объекта за три года быть использовано всего 200 кг сварочных электродов? Это же не панельную одно-подъездную 9-этажку собрать… И как такое возможно, что при строительстве не будет использовано ни одного килограмма растворителей, лаков, красок, шпатлевок (расчетов выбросов от лакокрасочных работ в проекте нет)? Не проведен расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду в период строительства и эксплуатации объекта (хотя это в первую очередь должно интересовать местные и региональные власти, так как больший процент платежей идет в региональный и местный бюджет). Но самое главное, что в проекте не проведен расчет ущерба животному миру, а расчет ущерба растительному миру сделан только для деревьев (без учета подроста, кустарников, травянистого покрова и почвы и краснокнижных видов). Если Главгосэкспертиза пропустила такие ляпы в одном разделе, то нет никаких гарантий, что нет ошибок и в других разделах, касающихся, например, строительно-монтажных работ или радиационной безопасности…

Но вернемся к вопросу об ущербе животному миру. Если он не рассчитывался и не оплачивался – это серьезное нарушение природоохранного законодательства. Ущерб в таком случае рассчитывается в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания», утвержденной приказом Минприроды от 28.04.2008г. №107. По самым приблизительным расчетам (пример для цен 2008 года при уничтожении 1 га смешанного леса в самой методике), ущерб животному миру может составить более 8,5млн рублей за 1 гектар уничтоженного леса. При строительстве медицинского радиологического центра было вырублено около 10 га… А наличие краснокнижных животных на площадке строительства не учитывалось вовсе, хотя они здесь были. Смею утверждать это как специалист, занимающийся охраной природы в Димитровграде с 1992 года, когда в составе «десанта» из студентов-экологов Казанского госуниверситета мы обследовали всю округу. В последующие годы регулярные (неофициальные) обследования проводились мной и друзьями-натуралистами. В районе вырубки леса под медицинский центр встречались такие редкие растения, как ятрышник Фукса, рябчик русский, фиалка удивительная. Из редких животных – бабочка Апполон и дятел желна.

Я не противник прогресса, или, как сейчас модно говорить, «инновационного пути развития» нашей страны. Нужен медцентр или АЭС – давайте строить. Но привлекая к этому делу общественность и соблюдая закон, выбирая наиболее подходящее место из нескольких вариантов размещения, просчитывая все риски и ущербы. В противном случае складывается впечатление, что все это специально затевается в «пожарном режиме» для быстрого распила бюджетных денег, выделяемых на проектирование и строительство. В Димитровграде уже есть пример такого «пожарного режима», когда в 2003 году было вырублено 3 га леса под строительство мусоросортировочного завода (площадка была выбрана вопреки всем законам экономики и экологии)/ и на этом все закончилось.

Прошу считать данную статью официальным обращением в Ульяновскую межрайонную природоохранную прокуратуру с просьбой проверить законность действий заказчиков и подрядчиков работ при проектировании и строительстве Федерального Высокотехнологичного Центра медицинской радиологии ФМБА России в Димитровграде и выступить в защиту интересов жителей города по взысканию ущерба животному миру от данного строительства.

Николай ФАЛАЛЕЕВ, эколог, член Союза журналистов России.

P.S. Как жителю Димитровграда мне приятно, что бюджет города может пополниться весьма значительной суммой, которую можно потратить на полезные природоохранные мероприятия. Однако, глядя на организацию природоохранной работы в городе, возникают сомнения, что эти (и другие) средства будут потрачены с пользой для дела. Для контроля за расходованием средств на природоохранные мероприятия необходимо создать общественный экологический совет. Все желающие поучаствовать в его работе, звоните по телефону 8(84235) 6-43-51. О месте и времени организационного собрания будет сообщено дополнительно.