Исключение из областного Кодекса об административных правонарушениях статьи о ночной тишине свидетельствует, во-первых, о хаосе в местном законотворчестве, а во-вторых, – о медленном, но верном распаде страны на мелкие кусочки.

История загадочная. Кодекс содержал до недавнего времени запрет на нарушение тишины в ночное время и устанавливал ответственность за игнорирование этого запрета. Для властей норма была безобиднейшей, поскольку ни к чему их не обязывала и ничего от них не требовала.

И вот норма Заксобранием была из Кодекса исключена.

Почему – непонятно. Может, исключение инициировал кто-то из депутатов, который любит шумно развлекаться по ночам, соседям это не нравится, и они жалуются, требуя соблюдать закон. Вот разобиженный народный избранник и решил отомстить соседям таким способом за их жалобы. Закон, дескать, – а не будет вам никакого закона! Если так, то месть получилась эффектной.

Никакие версии еще, разумно объясняющие исчезновение из Кодекса нормы о ночной тишине, на ум не приходят, да это и не важно. Главное в другом – в том, что данная манипуляция в очередной раз вскрыла хаос, царящий в региональном законотворчестве. На федеральном уровне есть свой Кодекс об административных правонарушениях, и в нем есть статья 6.4, регламентирующая требования по санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан, учитывающая в том числе и фактор шума в жилых помещениях. Объектом правонарушений, предусмотренных этой статьей, является здоровье населения. Кодекс РФ обязателен на всей территории государства, и областные кодексы, в общем-то, не нужны.

А если они все-таки принимаются, то должны содержать все общероссийские нормы и, возможно, только как-то детализировать их, уточнять по времени действия, не ущемляя, однако, федеральную основу. «Ущемления» же в лучшем случае просто запутывают граждан, которые перестают понимать, каким правовым актом им следует руководствоваться, а в худшем – обнаруживают признаки регионального сепаратизма и разрушают целостность правового поля. Это не столь безобидный сепаратизм, каким может показаться, поскольку ведет дальше – к сепаратизму территориальному, уже имеющему проявления в других сферах общественно-политической жизни и, как ржа, разъедающему страну.

Только несколько примеров.

Наша область на данный момент имеет свой герб, свой флаг, свой гимн, свое правительство, превосходящее, к слову сказать, по числу министров федеральное, свои награды и почетные звания, свой совет безопасности, ведет интенсивную внешнеполитическую деятельность… То есть она имеет уже почти все атрибуты государства, за исключением оборонного ведомства и… самостоятельного бюджета, оставаясь дотационным регионом. В других субъектах Федерации и того хлеще – во многих есть уже и свои ордена, свои медали, и почетные звания покруче наших.

Сегодня у всех на глазах происходит то, что происходило в свое время в советских союзных республиках, тоже имевших и свои ЦК, и свои правительства, и свои гербы с флагами, и не имевших, как и сейчас регионы, оборонных полномочий и самостоятельных бюджетов. Накопление республиками государственной атрибутики большой озабоченности центра тогда не вызывало – чем бы ни тешились. Но однажды СССР рассыпался, как карточный домик, и до сих пор лучшие умы не могут понять почему.

Василий Мельник