Областное правительство одобрило Концепцию программы «Модернизация здравоохранения Ульяновской области на 2011-2012 годы», и теперь с ней могут познакомиться все желающие.

Судя по преамбуле документа, он призван улучшить демографическую ситуацию. Продолжительность жизни-де обеспечивается здравоохранением – через «применение передовых технологий диагностики и лечения, при высоком уровне оснащенности современной аппаратурой». Звучит, честно говоря, подобно издевке. Не секрет, что наши государственные поликлиники в большинстве своем никаких передовых технологий не применяют и диагностируют пациентов, как в стародавние времена, посредством фонендоскопа да общего анализа крови. За всем остальным жители региона давно вынуждены обращаться в частные лечебные центры (кто, разумеется, может это себе позволить).

Оказывается, реализация всяких госпрограмм в медицине уже привела к (цитирую) «снижению показателей заболеваемости, инвалидизации и смертности в группе социально значимых заболеваний, но имеют всё ещё высокие значения». Неужели, и впрямь по всем «фронтам» стали болеть меньше? Статистика, она ведь охотно работает на чиновников, поэтому вряд ли ее можно воспринимать буквально.

О нашем огромном медицинском отставании от передовых стран пресса стала писать, наверное, еще в давние времена перестройки, а сегодня его и вовсе называют то безнадежным, то катастрофическим. Конечно, базу нашего здравоохранения нужно укреплять, и на это нужны деньги – кто ж спорит. В этом смысле разработчики областной программы вовсе не открыли Америки. Сохраняется по области и дефицит кадров – укомплектованность врачами низкая. Износ зданий составляет 68% (есть несколько в аварийном состоянии, четверть требуют капитального ремонта), износ аппаратуры государственных клиник – 70%. Взять хотя бы те же устаревшие рентгеновские аппараты. Что и говорить, ситуация определенно нуждается в кардинальном переломе. И не только через создание «единой информационной системы в здравоохранении» – ее к больному месту не приложишь…

Неудивительно, что, несмотря на все отчеты о демографических успехах, никаких резких перемен в этом вопросе в области нет. Ну что такое «положительная динамика рождаемости» на 2% (относительно 2008 года)? Тем более, что региональный коэффициент рождаемости все равно меньше общероссийского, а естественная убыль населения – больше. Заболеваемость населения по всем классам болезней у нас с каждым годом тоже неуклонно растет, причем опережающими среднероссийские темпами. Стоп, в начале программы нам сказали, что снижается, или там речь шла о стране, а тут – о нашем регионе? Черт ее разберет, эту статистику, вышедшую из-под пера наших чиновников!

Особенно «радует» существенный рост по области раковых болезней. Конечно, капитальный ремонт онкологического диспансера, запланированный на 2011 год, – дело полезное. Однако в борьбе с этим классом недугов, как известно, главную роль играет все-таки ранняя диагностика…

А как вам возрастание региональной смертности от инфекционных и паразитарных болезней на 2,4 процента, от новообразований – на 2,8 процента, от болезней органов пищеварения на 6,1 процента, дыхания – на 7,7 процента. А проблема смертности населения в трудоспособном возрасте – это же около трети всех случаев?! А намерение сконцентрировать экстренную помощь в тех лечебных учреждениях по области, где еще сохраняется обеспеченность врачебными кадрами, со временем доезда машины «скорой» в течение часа?! Экстренный выезд за час – право, не так уж и быстро. Равно как и перспектива концентрации специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи в областной больнице – она ж всех желающих едва ли вместит. (Вот оно: раньше-то у нас все «оптимизировали», теперь, видно, настала следующая фаза – «концентрации»).

Минздрав даже провел мониторинг уровня удовлетворенности населения медицинскими услугами. Так вот, по сравнению с 2005 годом, он вырос… до 30% (а был немного около того). Объемы врачебной помощи до сих пор измеряются количеством посещений (и их соотношением с планом, ну прямо, как на производстве). Правда, обеспеченность койками в стационарах по-прежнему только приближается к нормативам (что это за нормативы, если во многих больницах пациентов кладут и в коридорах?!). Зато созданные «Центры здоровья» обучают население правильному образу жизни. А кадры в отрасль «привлекают» социальные меры поддержки молодых специалистов, к примеру, частичная компенсация найма жилья в размере… 1000 рублей в месяц! Это на аренду собачьей будки, что ли? Зато про «электронное правительство» и «электронную регистратуру» в программе вспомнили, справочник групп заболеваний по области разработали, «программно-целевой метод» решения проблем медицины заложили. Причем соотношение расходов интересное: 878 миллионов областных бюджетных денег – на укрепление материальной базы медицины (это при неимоверно дорогой медицинской аппаратуре!), зато 74 миллиона – на внедрение новых информационных систем, а 191 миллион – на создание стандартов медицинской помощи. Не потому ли, что «зарытые» в информационном поле деньги найти просто невозможно? Бюрократия снова побеждает?

Оговорили даже макроэкономические риски: цель программы будет достигнута только при условии полного ее финансирования. Не случится оного (а это, ни много ни мало, больше 4,3 миллиардов рублей из двух источников, областного бюджета и фонда) – и никто вроде бы не виноват. Остается только надеяться, что экономика не подведет…

София МОРЖОВА