Интернет стал такой же неотъемлемой частью нашей жизни, как телевидение, совершив вторую информационную революцию. Опыт сайта Wikileaks показывает, какое влияние может оказать на политику всемирная паутина, став уникальным каналом распространения сведений. Не так-то просто обмануть осведомленных людей…
Ну откуда еще мы могли бы так быстро узнать, сколько зарабатывают первые лица нашего государства? А тут – откроешь соответствующую страницу, и – на тебе. Читаешь: совокупный доход членов российского правительства с учетом семьи в минувшем году составил 889,41 миллионов рублей. Президент Медведев, судя по этим данным, заработал более 3 миллионов, а премьер Путин – 5. Отвечающий за финансы Алексей Кудрин заявил почти 8 миллионов рублей. Однако самым богатым из министров оказался все-таки Юрий Трутнев, заведующий природными ресурсами и экологией. Ни много ни мало – 114 миллионов за год. Прибыльное это дело, видно, отвечать за сырье, пусть даже ситуация с охраной природы постоянно ухудшается. Если же брать семейный бюджет, то лидирует вице-премьер Игорь Шувалов – 387 миллионов рублей годового дохода на двоих с супругой.
Каким цинизмом смотрится на фоне этих цифр повышение зарплат российским бюджетникам, озвученное на 2011 год… в размере 6 процентов! Или прибавка учителям, с инициативой которой не так давно выступил премьер. Дескать, надо выделить регионам средства на капитальный ремонт школ, а они, в свою очередь, пустят на зарплаты собственные деньги, которые ранее тратили на ремонты. Витиеватая схема, за которой легко потерять первоначальный смысл.
Сделать те или иные выводы, избежать гражданской наивности как раз и помогает нам Интернет. Не случайно, инициатива ограничить доступ на некоторые сайты вызвала на днях шквал недовольства в сети. Ее озвучил представитель российских спецслужб, сославшись на интересы национальной безопасности. В число «вредных» попали несколько почтовых сервисов, а также бесплатная связь Skype, с помощью которой сегодня можно позвонить в любой конец мира (в некоторых регионах чиновникам уже запретили пользоваться ими). Правда, Кремль поспешил откреститься от инициативы силовиков, заявив, что сотрудник ФСБ превысил свои полномочия. Однако сигнал это тревожный. И даже не потому, что запрещенное нечем заменить – опасность исходит из самого прецедента. Смутила и логика «цензоров». На первый взгляд, можно было подумать, что их беспокоит опасность утечки информации на Запад – например, из писем чиновников, – потому что означенные сервисы, конечно же, не российские. Однако оказалось, что речь идет о невозможности взлома «вредных» западных систем… нашими специалистами! Дескать, их способы шифрования затрудняют проведение «оперативных мероприятий». Вот этим они и провинились – в них не могут залезть отечественные досмотрщики, чтобы контролировать общение сограждан. А ну как кто-то посягнет на сверхдоходы российских властей предержащих (см. выше) или, не дай Бог, скажет недоброе?! Или решения силовиков пролоббированы отечественными телефонными операторами. Мол, если лишить народ бесплатной связи, он будет больше платить за телефон?
Осталось только признать угрозой обычную почту и посиделки бабушек на лавочке. На самом деле, «закручивание гаек» только усиливает недовольство. Ведь и Ленин делал революцию без всякого Интернета, и Пугачев поднимал народ, и Спартак… А ведь стоит повысить уровень жизни населения, и бояться критики будет просто не от кого.
София МОРЖОВА