Зима 2010-11 годов запомнилась массой чрезвычайных ситуаций, когда из-за обильных снегопадов и ледяного дождя водителей просили воздержаться от поездок на личных авто ради их же безопасности. Казалось бы, с приходом весны эта ситуация должна разрешиться, ан нет… Солнце топит снег и наледь и обнажает такое состояние дорог, что впору вновь бить во все колокола и объявлять ЧС. Даже Генеральная прокуратура признала, что ездить по ульяновским колдобинам опасно для жизни.

Позор!

– Культурная, блин, столица! -выражаясь гораздо крепче, чем у нас написано, ругается водитель Николай, объезжая очередную колдобину на улице Радищева в областном центре. – Это получается, я по самой культурной улице СНГ еду? Ведь, тут, кажись, депутаты, мать их перемать, штаны просиживают!..

И действительно, на Радищева находится Законодательное Собрание области, здесь же расположены областная детская больница, лицей… И без ядрёного русского мата добраться до всех этих учреждений невозможно. Жители стран СНГ, чьей культурной столицей провозглашён Ульяновск, наверное, умерли бы со стыда, проехав хоть разок по этой «самой культурной улице»: дорога выглядит так, будто на ней неделю шли полномасштабные танковые учения. Здесь же, недалеко от места сходки депутатов – свалка тротуарной плитки и бордюрного камня, купленных в прошлом году на бюджетные деньги, чуть далее – неогороженная строительная площадка. Одним словом – позор!

Доходит до смешного: журналисты «МГ» стали свидетелями, как жертвой дорожной ловушки на пересечении улиц Федерации и Тухачевского стал ни кто иной, как председатель Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Константин Иваненко! Тот самый Иваненко, в обязанности которого входит следить за дорогами и ремонтировать их. Его персональный членовоз пробил колесо в одной из ям. Позор! Недаром говорят: не рой другому яму…

Впрочем, в подобном ужасном состоянии сейчас чуть ли не все дороги областного центра. Причём, складывается ощущение, что после проведённого в прошлом году ремонта многие из этих дорог стали только хуже. Так, яму возле Центрабанка (напротив бывшего «комсомольского» магазина) на Гончарова латают каждый год, но весной она вновь оказывается на своём излюбленном месте. А ведь, казалось бы, на потраченные деньги этот участок можно было бы золотыми плитами выложить! Не лучше обстоят дела и на улице Крымова. Канализационные люки там располагаются намного ниже уровня дорожного полотна, и водителям нужно обладать навыками профессиональных автогонщиков, чтобы их объезжать.

Планы

По заверениям чиновников, на отремонтированных в прошлом году дорогах подрядчики устранят брак до 1 мая и за свой счёт. Однако на Гончарова, например, этих самых бывших подрядчиков не видно по сей день! И, скорее всего, проводиться работы вновь будут в спешке и вновь некачественно. Если вообще будут проводиться. А жителям Ульяновска снова придётся терпеть грязь и пробки. Да и автолюбителям от бесплатной переделки ничуть не легче, ведь чинить загубленные машины им приходится за свои кровные.

Тем временем в 2011 году на реконструкцию ульяновских дорог опять выделяется сумасшедшая сумма – 460 миллионов рублей. Когда мы опубликовали перечень улиц, которые собираются отремонтировать на эти средства, в редакцию позвонил возмущённый читатель:

– Нельзя подпускать чиновников к ремонту Московского шоссе – там нормальная дорога, испортят ведь! Властям вообще следует запретить ремонтировать дороги. Чем каждый год заново ямы латать, лучше накопить за пару-тройку лет денег, а потом пригласить, скажем, немецких специалистов со своими рабочими и техникой, доверить все работы им и ещё лет двадцать не вспоминать о ямах и лужах!

Откаты

Интересная идея, но вряд ли она придётся по душе нашим чиновникам. Ведь, наверняка, для кого-то очень даже выгодно сегодняшнее положение дел, когда ямы приходится латать каждый год. С трудом верится, что дорогами у нас занимаются дураки. Скорее – очень даже умные люди. Как нам стало известно из анонимного источника, при распределении заказов на ремонт дорог между подрядчиками суммы откатов якобы составляют не менее 20% от стоимости работ! То есть, хочешь получить муниципальный заказ – дай ответственному за их распределение чиновнику «на лапу». Если это действительно так, то из 272 миллионов рублей, выделенных в 2010 году на ремонт городских магистралей, на взятки ушло как минимум 55 миллионов. С такой арифметикой понятно, почему подрядчики экономят на материалах, технике и квалифицированной рабочей силе…

Кстати, во времена Сталина за подобное воровство бюджетных средств (а иначе систему «откатов» не назовёшь) расстреливали. Сейчас же, когда Генеральная прокуратура включила Ульяновск в число восьми регионов с самыми опасными дорогами, местным прокурорам предстоит проверить, как расходовались выделенные на ремонт бюджетные деньги, и привлечь виновных к административной, а возможно, и уголовной ответственности. Однако, с трудом верится, что кого-то из «дорожных паханов» серьёзно накажут. Не правда ли, господин Иваненко? Наверняка, крайними сделают исполнителей работ, а главные виновники, как всегда, останутся безнаказанными… Высшую оценку работе городской администрации можно будет поставить тогда, когда наступит такое время, что сойдёт весенний снег, а на дорогах и тротуарах не будет ям и луж. Но вряд ли до этого счастливого времени доживут сегодняшние поколения ульяновцев. Вероятно, ежегодное закапывание денег в асфальт – это нескончаемый источник обогащения многих и многих чиновников. А добровольно они от него ни за что не откажутся.

Виталий АХМЕРОВ