С 1 мая вступает в силу запрет на свободную продажу жаропонижающих лекарственных препаратов, содержащих кодеин. Связано это с тем, что на основе этих лекарств наркоманы начали варить самый опасный и самый дешёвый из всех известных наркотиков – дезоморфин. Красная жижа, получившая прозвище «красный крокодил», за какой-то год захватила чуть ли не половину ульяновского наркорынка.

Два года назад «Моло-дёжка» писала о том, что в Ульяновскую область пришёл дезоморфин – новый дешёвый аналог героина. Сейчас эта красная чума уже плотно обосновалась в нашей области. Дезоморфин варят в домашних условиях на основе жаропонижающих лекарств, бензина и кислоты. Полученная вонючая химическая жижа, проходя по венам, разъедает их, заставляя наркоманов гнить заживо и умирать в течение года. Но перспектива стать живым трупом дезоморфинщиков не останавливает. Слишком уЖ дёшево обходится это «удовольствие»: героин стоит около 2000 рублей, дезоморфин -всего 150 рублей за дозу. К тому же, как призналась на одном из допросов ульяновская наркоманка – содержательница дезоморфинового притона: «Когда кумарит (ломает, -авт.), становится всё равно, что колоть…».

Крокодиловы берлоги

Одной из особенностей «красного крокодила» стало огромное количество наркопритонов. Если раньше для того, чтобы уколоться, героиновому наркоману не нужна была компания и квартира с плитой и кастрюлей, то для дезоморфинщика всё иначе. Наркотик варится три часа и для этого нужны условия. К тому же, спустя полгода употребления дезоморфина человек просто не может ходить, а значит, лежачим наркоманам нужны те, кто не только бы варил, но и постоянно, раз в шесть часов, колол им дезоморфин. Роль «сиделок» выполняют такие же наркоманы, только с меньшим стажем употребления.

За первые три месяца 2011 года в Ульяновской области было выявлено 14 дезоморфиновых притонов, большинство из них – в Ульяновске. Это в два раза больше, чем за первый квартал 2010 года! И с каждым днём притонов становится всё больше. На телефон доверия наркоконтроля ежедневно поступают сообщения от граждан, которые сталкиваются с очередными злачными квартирами, откуда доносится специфический резкий запах кислоты и бензина. И если раньше притоны держали одинокие наркоманы, то теперь появилось такое понятие, как «группа содержателей притона». Чаще всего в такую группу входят родственники. Например, первым вскрытым наркополицейскими групповым притоном руководили брат и сестра. Кстати, это дело, возбужденное в Ульяновске в декабре 2010 года, было первым делом о групповой организации притона в России. Чуть позже стало известно ещё об одном семейном притоне, которым заведовали 30-летние супруги. На данный момент по факту групповой организации дезоморфиновых притонов возбуждено уже пять уголовных дел.

Первомайский запрет

Что изменится, с вступлением в силу первомайского запрета на кодеин-содержащие препараты? Удастся ли вводом рецептурной системы на них победить дезоморфин или это приведёт к очередной волне коррупции среди медиков? Ведь такие примеры уже были. Например, в советские годы на территории нашей страны буйствовал синтетический наркотик эфедрин или «винт». Этот сильнодействующий психотропный препарат, способным свести с ума, варили на основе капель и мазей от насморка. Чтобы победить «винт», препараты, из которых его изготовляли, начали продавать по рецептам. А привело это к масштабной волне коррупции среди медиков, которые стали за небольшие откаты раздавать наркоманам нужные им рецепты. В результате «винт» не исчез до сих пор. Где гарантия, что то же самое не произойдёт после 1 мая? Гарантий нет. Гарантией может послужить лишь ужесточение мер, применяемых к тем, кто будет способствовать незаконному распространению запрещённых препаратов.

На шаг впереди закона

Ни для кого не секрет, что наркобизнес – дело очень прибыльное. Так что немудрено, что ввиду многомиллиардных доходов наркоторговцы делают всё, чтобы быть на шаг впереди законодательной власти и не терять оборотов, С появлением каждого-нового наркотика, каковым в своё время был тот же дезоморфин, в среднем, проходит полгода до того, как власть начинает что-то предпринимать. За это время торговцы смертью, пользуясь юридической свободой, спевают заработать сотни миллионов и уйти на дно. Так, например, сейчас происходит с психотропными наркосмесями под общим названием «спайс». Утверждённый два года назад список запрещённых «спайс»-смесей нуждается в постоянном дополнении. Так как поставщики, большинство из которых, по оперативной информации, находятся в Китае, легко перестраиваются и обходят все эти запреты, внося нехитрые изменения в химический состав смеси и наклеив новые названия на упаковки. К тому времени, когда новые названия попадут в список запрещённых, пройдут месяцы. А потом дельцы снова переклеят наклейки и продолжат торговлю…

Справка

84% всех состоящих на учёте с диагнозом «наркомания» в Ульяновской области проживают в Ульяновске: в Засвияжском районе – 1 290 человек, в Ленинском – 696, в Заволжском – 997, в Железнодорожном – 594. На общем фоне по-прежнему высок процент наркоманов в возрасте от 20 до 40 лет. В 2010 году впервые на учёт поставлен один подросток в возрасте до 14 лет, ещё двоим наркоманам нет и 17.

Материал подготовлен при содействии пресс-службы Ульяновского Управления Федеральной службы по наркоконтролю.