Став родиной колобка, Ульяновская область претендует на звание волжской прародины Руси. Доказанных исторических оснований для этого нет, но пиар-технологии, нацеленные на продвижение региона, того требуют.

«Ульяновск – место силы. Динозавры, странные природные дела, перекрестье культур и цивилизаций, религий и этносов, сердце Евразии», – перечисляет политтехнолог Дмитрий Ежов идеи, которые должны объединиться в миссии Ульяновской области. Одна из идей звучит ни много ни мало как «Прародина Руси на Волге».

О том, что Ульяновской области нужна своя, особая миссия, заявил на прошлой неделе директор областного госучреждения «Ресурсный центр развития туризма и сервиса» Сергей Лаковский. Сергей Геннадьевич представлял губернатору стратегию развития туристской отрасли в области и пояснил, что одним из основных направлений в выполнении стратегии будет формирование и внедрение этой самой региональной миссии.

«Почему это необходимо? Ничего нового в этом нет. Любая бизнес-структура, помимо своих социально значимых ориентиров, имеет сформулированную миссию.

Это то, что дает ей возможность быть отличной от других, создавать свое лицо, дает ей какой-то внутренний потенциал для развития, – пояснил Лаковский. – Для региона это ключевая вещь, потому что все туристические продукты, все меню должны нанизываться на общий стержень, а не шарахаться в разные стороны. Это должно быть общее соответствие нашей идентичности, то, чем мы отличны от других регионов, что мы предлагаем у нас посмотреть, в чем наше своеобразие. У нас должно быть то, что туристы не увидят в другом месте. Наш регион дает очень серьезную почву для того, чтобы найти такую подоснову. В частности, это проект «Старая Майна – прародина Руси на Волге», некая волжская цивилизация, перекресток культур и цивилизаций, выход на евразийский перекресток».

На данный момент, добавил Лаковский, формирование миссии для региона только начато.

Чтобы она была внедрена и работала на благо области, она не должна выглядеть искусственной, а должна «родиться из глубины» и разделяться думающими людьми региона.

Разделяющие идею миссии и озвученное Лаковским наполнение для нее среди «думающих людей» уже есть. В работу над миссией вместе с директором областного ресурсного центра туризма и сервиса включился член общественной палаты, главный редактор сайта ulpressa.ru, политтехнолог Дмитрий Ежов. «Мы должны взять на себя реальную миссию, иначе все гуманитарные смыслы, объявляемые для области, проваливаются, – поясняет Ежов. – Культурная столица и прочее – все движется в разные стороны, а общей стратегии ноль. Нужно объединить это вокруг какого-то смысла, нам нужны горизонты повыше». На своем сайте, являющемся крупнейшей для региона информационной площадкой, он запустил обсуждение темы формирования миссии региона и начал излагать взятое в разработку наполнение миссии с точки зрения повышения привлекательности региона для туристической отрасли.

Что касается «Прародины Руси на Волге», речь идет о выдвинутой несколько лет назад на местном уровне гипотезе о том, что жившие в первом тысячелетии нашей эры на территории области представители так называемой именьковской археологической культуры, покинув Поволжье, направились на Запад и стали основателями славянского государства.

Такое толкование истории было предложено в связи с обнаружением у Старой Майны археологических находок, относящихся к именьковской культуре, и идеей объявить Старую Майну древнейшим поселением Руси с 1700-летней историей.

Именьковцы жили не только у Старой Майны, но и во многих других частях региона, а также на территории нынешних Татарстана и Самарской области. Но утверждение, что они дали начало Руси, а уж тем более основали Киев, не более чем гипотеза, которую разделяет небольшое число ученых, рассказывает научный сотрудник Краеведческого музея, археолог Марат Гисматуллин. «С именьковской культурой все очень нечетко, и каждый автор, исходя из собственных представлений, конструирует свою историческую гипотезу. В данном случае привязка ее к Руси – совершенно искусственный ход, скорее пиаровский, чем имеющий под собой основания», – объясняет археолог.

Впрочем, поддерживающих гипотезу разработчиков миссии региона критическое отношение к ней специалистов не смущает. Им, видимо, придется пожертвовать в пользу мощного наполнения для миссии региона. «Мы идем не как ученые, понятно, что это спорно, поясняет Дмитрий Ежов. – Но мы берем это на себя, это наши амбиции, наши понты, наша харизма и наша сила».

Лидия Пехтерева