В Ульяновском театре драмы появился новый главный режиссер – 48-летний Линас Зайкаускас. С 11 апреля он официально приступил к работе.

Театр искал нового главрежа с прошлого лета (Юрий Копылов, руководивший театром 22 года, отошел от дел по состоянию здоровья). Рассматривался список из сотни кандидатур, на очные «смотрины» приглашали пятерых. По словам директора театра Натальи Никоноровой, Зайкаускас представил концепцию развития, которая в наибольшей степени соответствует тому, чего хочет сам театр.

В прошлую пятницу Линас Зайкаускас впервые встретился с журналистами. Обратило на себя внимание то, как непринужденно он говорит: «Наш театр». Подобная самоидентификация дает надежду, что человек приехал «всерьез и надолго» и готов посвятить себя труппе. (Об этом же свидетельствует и то, что он приехал не один, «на разведку», а с семьей: жена режиссера, театральный художник Маргарита Масюкова, совместно с которой он поставил уже более 20 спектаклей, будет главным художником театра.) Впрочем, год назад, когда Зайкаускас согласился возглавить Челябинский драмтеатр, у него и там, судя по тогдашним интервью, были серьезные планы. Но, как признался режиссер в короткой личной беседе, он столкнулся с «забронзовевшими» актерами, которые не хотели ничего нового. Кстати, дружелюбные лица и горящие глаза актеров – это то, что много лет назад привлекло в Ульяновский драмтеатр Юрия Копылова.

То, что какое-то время Зайкаускаса будут сравнивать с прежним руководителем театра, скорее всего, неизбежно. Если, по словам Юрия Копылова, главной темой его творчества было духовное рождение человека, то какого-то генерального направления у Зайкаускаса, по его признанию, нет: «Меня волнует много тем, которые затрагивают всех нормальных людей: война в Ливии, землетрясение в Японии, хамство и агрессия на улицах, тема чувств и любви… Когда я открываю текст пьесы, я сразу вижу спектакль или не вижу. Бог открывает какие-то шлюзы, и пьеса становится для меня интересной, актуальной, я в нее влюбляюсь. Допустим, открываю «Короля Лира» и вижу, как я это поставлю. Открываю «Отелло» и – не вижу.

Почему? Не знаю. Ведь «Отелло» не хуже: все тот же гениальный Шекспир. Так что не я выбираю пьесы, тот, кто выше, делает это за меня». В этом признании сквозит творческое смирение перед Всевышним, согласие на роль «проводника» его воли, что кажется естественным, поскольку Зайкаускас происходит из религиозной католической семьи. (Между прочим, Юрий Копылов в интервью высказывал сходные мысли: хотя выбор пьесы для постановки и определяется социально-политической атмосферой своего времени, но в этом выборе все же есть некая мистика; что пьеса «Дьявол и Господь Бог» пришла «изнутри», из логики развития театра; что он сам не может себе объяснить, почему поставил в Ульяновске «Чайку», а не «Трех сестер».) Линас Зайкаускас представляет театр западного типа, насыщенный режиссерскими головоломками и метафорами, сквозь которые подчас трудно пробиться, но которые все равно хочется разгадывать. Например, «Король Лир», которого он поставил во Владимирском театре (ГУК «Театральный комплекс»), получился многозначным. Как вариант, его можно воспринять как историю наказания за инакомыслие: изгоями-лишенцами становятся «несогласные» Корделия, Кент, Глостер… Изгоняемого Кента переодевают в арестантский тулуп и ушанку, и вот его уже не отличить от политзека.

В основе сценографии Маргариты Мисюковой – железо и камни, вызывающие ассоциации с ГУЛАГом. Параллельно в этом «Лире» разворачивается бытовая, семейная и очень «советская» история борьбы за жизненное пространство, за квадратные метры коммунального жилья, если угодно, отсюда – доносы, интриги, сплетни, сестры Регана и Гонерилья спихивают друг другу выживающего из ума старика-родителя… В конце – неожиданный, но вполне логичный акцент: святоша герцог Альбанский, не расстающийся с Библией, превращается в жесткого циничного тирана, преемника ушедшего диктатора Лира.

Линас Зайкаускас – личность интересная и разносторонняя. Он родился в литовском Паневежисе, который был одним из театральных центров в СССР. По настоянию родителей учился игре на фортепиано, поступил в Вильнюсскую консерваторию, но ушел с третьего курса. Тяга к театру привела его в Ленинградскую музыкальную академию имени Римского-Корсакова, которую Зайкаускас окончил по специальности «режиссура музыкального театра». С тех пор он поставил около 60 драматических и оперных спектаклей, его работы получали награды на престижных европейских и российских фестивалях. Семь лет работал главным режиссером Русского драматического театра в Вильнюсе, возглавлял Театр Повшехны в Польше, руководил двумя польскими международными фестивалями. Необходимость привлекать зрителей на эти фестивали сделала Зайкаускаса специалистом по рекламе, он даже преподавал курс «Образ и язык в рекламе» в Высшей школе журналистики в Варшаве. Он также вел актерское мастерство в Музыкальной академии Литвы, историю европейской культуры в Паневежисской консерватории и Йельском университете. Перед тем, как возглавить Челябинский театр драмы, два года работал главным режиссером Новосибирского государственного драмтеатра «Старый дом».

Богатая биография Зайкаускаса указывает, помимо прочего, на знание языков (кроме литовского и русского – английский и польский) и обширные творческие связи. Режиссер готов делиться своими связями с ульяновским театром, «чтобы он стал еще более известным в России и за рубежом: нет пророка в своем отечестве, поэтому в России трудно что-то сделать, пока не засветишься за границей». Есть планы участвовать в международных проектах, приглашать режиссеров из разных стран. Польский режиссер Петр Секлюцкий должен поставить на малой сцене пьесу Тадеуша Ружевича «Мать уходит». Режиссер из Литвы Саулюс Варнас будет ставить «Жажду и голод» Ионеско, причем главную роль должен сыграть известный английский актер Питер Тейт. Грузинский режиссер Андро Енукидзе хотел бы поставить здесь спектакль «Акулькин муж» по Достоевскому. В будущем году нам обещают самого Кшиштофа Занусси. До конца театрального сезона должна состояться премьера «Горя от ума» в постановке москвича Аркадия Каца, а в конце года знаменитый Роман Виктюк выпустит «Коварство и любовь» Шиллера. Сам Зайкаускас в ближайшее время поставит в ульяновском драмтеатре комедию «Чувства» по рассказам Чехова и пьесу турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу «Лавина». Если хотя бы половина из того, что запланировано, осуществится, это будет удача, говорит режиссер, причем многое зависит от денег.

Из Челябинска вместе с Зайкаускасом приехала молодая актриса Марина Карцева, с которой он сделал моноспекталь по пьесе Ярославы Пулинович «Наташина мечта». Эта работа уже стала лауреатом трех международных фестивалей и имеет приглашение на десяток других. «Это молодежная тема, которой не хватает российскому театру», – поясняет главный режиссер.

По его словам, он встретился со всеми молодыми актерами ульяновского драмтеатра и «многими остался доволен». Зная о нехватке актеров среднего поколения, он готов пригласить новых хороших актеров из тех, с кем раньше работал: они ждут только его сигнала. Ради этого театру выделяют восемь квартир. Но переворотов в составе труппы и революций в репертуаре обещано не устраивать: «Спектакль снимают, когда он перестает собирать зрителей или когда уходят актеры, которых некому заменить».

Сергей Гогин