Так уж издавна повелось, что много народных умельцев рождаются именно на российской земле. Просто удивительно, что из подручного материала можно создавать настоящие шедевры! И как только мастерам удаётся, к примеру, из обычной деревянной чурки изготавливать ложки, тарелки и даже целые скульптуры? Своими секретами поделился народный умелец Юрий Пронин.
– Юрий Анатольевич, давно ли Вы занимаетесь резьбой по дереву?
– Со школы. Там у нас были хорошие столяры, замечательные мастера по дереву. У меня и отец столяр. Кроме столярных изделий, он и обувь шил.
Потом, будучи студентом казанского авиационного института, продолжил свои занятия. 30 с лишним лет проработал в энергетике. Я был там главным инженером тепловых сетей. При нашем предприятии был детский клуб энергетики. И мальчишкам, которые там занимались, я тоже передавал свои навыки.
– Свою первую работу помните?
– Конечно. Это была этажерка для книг. Тогда я учился в 7-ом классе в сельской школе деревни Барышская Слобода Сурского района. У меня всегда была тяга к чтению книг, к изучению истории. Первая поделка далась мне очень легко, наверное, потому что была мне очень необходима.
– Какие поделки у Вас есть?
– Самые разные. Есть и лапти, и чеканка. Моя первая чеканка – сказочная Жар-птица. У меня ни одно изделие не похоже на другое. В процессе работы часто появляется какой-то новый рисунок, новая форма, которой ты и не предполагал. Например, последняя моя работа – деревянные тарелки, как я предполагал. А вот жена обратила внимание, что они похожи на медали. Иногда начинаешь одно, а получается совершенно другое. От работы не устаю, даже наоборот, процесс изготовления поделок избавляет меня от плохого настроения, снимает раздражение. Свои поделки я никогда не продаю, только дарю. Частичка моей души, вложенная в каждое изделие, помогает человеку и радует его. В последнее время я изготовил много деревянных ложек. А у моей коллеги по работе был день рождения. Решил её поздравить своим творчеством. Она взяла мои поделки и сказала: «Как же от них веет добром!» Думаю, что мои поделки приносят людям небольшую радость.
– Много времени посвящаете своему любимому занятию?
– Если задумал сделать какую-то вещь, время не играет никакой роли. Ты полностью погружаешься в изделие, пока его не закончишь. Бывает, что вещь лежит годами, а работа никак не продвигается. Я вырезал из дерева одну скульптуру и вот уже пятый год не могу её закончить. Как это сделать – не знаю. А бывает, возьмёшь и без отдыха в один день сделаешь хорошую вещь. Это зависит и от настроения, и от вдохновения. Без настроения делом совершенно нельзя заниматься. Не надо себя заставлять! Нужно, чтобы желание пришло само. А когда появляется готовое изделие, возникает чувство удовлетворённости.
– Юрий Анатольевич, а как к Вам приходит идея сделать ту или иную вещь?
– Даже не знаю… Что-то толкает. То ли книги, то ли разговоры. Это непредсказуемо. Кто-нибудь мне скажет: «А что ты не сделаешь вот это?» Подумаю: точно! А почему бы и нет?!
– Из каких материалов вы создаёте свои работы?
– Прежде всего из липы и берёзы. Берёза – наша родная, российская. Это символ нашей страны. Она обладает магическим свойством – притягивает. Липа несёт в себе доброту и какую-то душевную теплоту.
– Есть ли поделка, которая Вам особенно дорога?
– Каждая работа мне одинаково дорога. Однако есть несколько необычных поделок, которые я могу выделить. Самая оригинальная моя работа посвящена горбачёвской перестройке. Скульптуру эту назвал «Гласность и Перестройка». У Перестройки открыт рот, она брови нахмурила. Другая скульптура, Гласность, напротив, тощая, живот поджат. Есть и ещё одна. Сделал я её из полена в деревне у родителей и назвал Гена. Мне не пришлось делать абсолютно ничего. Полено было из ветлы. Сучки и выемки на нём отобразили лицо, безобразное, но доброе. Гена висит на стене и всегда меня радует. А ещё у меня есть очень хорошая, на мой взгляд, маска – «Современный менеджер». Я изобразил менеджера с одним открытым глазом, второй – закрыт. Этой работой я хотел сказать: современный менеджер не весь открыт, в нём много загадочного и тёмного.
– Есть ли у Вас ещё какие-то увлечения, помимо резьбы по дереву?
– Я вообще считаю, что на пенсии можно открыть свои дополнительные способности. Например, пишу песни. Одна из них создана в честь 350-летия Ульяновска и стала лауреатом в 1998 году.
– Юрий Анатольевич, свой опыт Вы передаёте кому-то из семьи?
– У меня двое детей и двое внуков. Мои гены передались по мужской линии. Младший сын Максим сейчас занимается предпринимательством – изготовлением мебели. Сам он признаётся, что его тянет к дереву. Максиму пока ещё 33 года, так что он ещё в самом начале жизненного пути. Всё впереди!
Наталья ХОРОШИХ