Каждый из нас, горожан, вправе пользоваться удобным, надежным, комфортным и безопасным общественным транспортом. Коммерческие перевозчики заявляют о том, что готовы совершенствовать оказываемые услуги, однако проводимая органами власти политика и устанавливаемые ими тарифы на проезд, говорят они, не позволяют обеспечить предъявляемые сегодня к автотранспорту требования и даже ставят частные пассажирские предприятия на грань выживания. Региональная власть остается глухой к проблемам транспортников, потому крупнейшее ульяновское объединение коммерческих перевозчиков «Наш город» недавно направило письмо в Госдуму и премьер-министру РФ Владимиру Путину.

«Пассажирский коммерческий транспорт, сложившийся за последние десять лет в Ульяновске, выполняет социальный заказ – он перевозит 70 процентов населения города, – говорится в письме. – В самое трудное время конца 90-х прошлого века – начала 2000-х годов он обеспечил мобильность трудовых ресурсов, став одним из факторов социально-экономической стабильности и развития города. Он занял нишу, которую государство ему уступило в конце 90-х годов, просто бросив население на дороге. В этот сектор предпринимателями за прошедшее время было вложено порядка миллиарда рублей частных инвестиций. Однако сегодня стоит констатировать, что коммерческий общественный транспорт остановился в своем развитии около трех лет назад, хотя по-прежнему обладает большим инвестиционным потенциалом. Сегодня сотню городских маршрутов обслуживают 1600 автобусов разного класса. Автопарк однообразен по типу транспортных средств (в основном это автобусы особо малого класса), коммерческий автотранспорт в большинстве своем не нацелен на развитие ремонтно-производственных баз (низкая капитализация), имеет высокую статистику ДТП, высокую текучесть кадров, минимально необходимую финансовую и производственно-технологическую дисциплину».

Главными причинами сложившейся ситуации частные перевозчики считают, с одной стороны, неграмотную политику властей по оказанию бюджетной поддержки муниципальным транспортным предприятиям, с другой – действия регионального правительства по искусственному сдерживанию цен на проезд.

– По нашим подсчетам, только за последние пять лет около одного миллиарда бюджетных рублей в области ушло на приобретение транспорта, в том числе для пассажирских МУПов и ГУПов. Однако этих автобусов население не видит, – говорит председатель совета директоров «Наш город» Виктор Сидоренко. – Себестоимость проезда в этих автобусах в разы выше, чем ее реальная стоимость, и огромные кассовые разрывы вновь компенсируются из средств налогоплательщиков. О каком эффективном расходовании бюджетных средств, социально-экономической справедливости может идти речь?

«В то же время коммерческому пассажирскому автотранспорту, который за последние годы смог доказать свою эффективность, со стороны властей не оказывается никакой поддержки, – говорится в письме Путину. – За десять лет он не получил ни одного клочка земли или здания на условиях аренды или даже продажи. Не заработала ни одна программа государственно-частного партнерства для создания финансового, административного, налогового коридора, направленного на укрепление и развитие отрасли, обновление подвижного состава. Коммерческий пассажирский автотранспорт полностью отгорожен от ресурсов государства. Его вытолкнули в теневую часть экономики, а работающих в нем превратили в гастарбайтеров у себя на родине».

Частные перевозчики считают, что, помимо всего прочего, региональным руководством создаются и искусственные препятствия для развития общественного транспорта.

– При установлении стоимости проезда чиновники руководствуются Постановлением правительства РФ №239, где учитывается лишь один критерий – доступность услуги для населения, – поясняет Виктор Сидоренко. – Документ предоставляет региональному органу исполнительной власти возможность, при необходимости, два раза в год пересматривать тариф. Другие регионы, среди которых показательна Москва, ежегодно индексируют тарифы. Получается и своевременно, и понемногу. Министерство экономики правительства Ульяновской области, которое ведет мониторинг роста цен на все товары и услуги, входящие в затраты на перевозку пассажиров, и отслеживает инфляцию, конечно, понимает реальное, катастрофическое положение дел в отрасли. Однако при этом для чиновников почему-то важнее рейтинг Ульяновской области среди городов ПФО по стоимости транспортных услуг. К сожалению, они забывают при этом о том, что постепенно теряется функциональность – сама услуга по перевозке пассажиров, за которую с них спросят позже.

– В ноябре прошлого года, – продолжает Виктор Сидоренко, – Минэкономики правительства Ульяновской области, после почти трех лет сдерживания тарифов на проезд в общественном транспорте, приняло решение поднять стоимость проезда в пассажирских автобусах, в том числе особо малой вместимости, с 11 до 13 рублей. Однако не нужно быть экономистом, чтобы понять – принимаемый тариф даже не покрывает рост цен и инфляцию прошедших лет. Осознавая свою социальную ответственность, мы согласились на повышение в два рубля, взяв при этом на себя серьезные обязательства по обновлению подвижного состава, оборудованию автобусов системой спутниковой навигации и т.д. Все это требует миллионных инвестиций в транспортную систему, однако средств сегодня не хватает и на текущее содержание транспорта. Ситуация и впрямь очень непростая. Начало нынешнего года ознаменовалось погодными испытаниями, по весне резко ухудшилось состояние дорог. Увеличились тарифы на услуги ЖКХ (электроэнергию, теплоэнергию и водоотведение); с 14,8 до 34 процентов повысилась ставка единого социального налога, цены на ГСМ (например: пропан с 10,5 – до 14 рублей за литр; солярка – с 18 до 24 рублей), запасные части. Впереди, только из объявленного, – рост ОСАГО из-за увеличения сумм покрытия страховых случаев, следовательно, страховых взносов; рост цены на ГСМ из-за увеличения пошлин, цены продуктовой корзины. Без прошлых долгов рост затрат с начала 2011 года составил 30 процентов.

В качестве решения проблемы частные перевозчики предлагают несколько шагов, которые необходимо принять в ближайшее время: запустить механизмы полной компенсации пассажирским предприятиям транспорта общего пользования выпадающих доходов при перевозке пассажиров по регулируемым ценам независимо от форм собственности; установить свободное ценообразование для части коммерческого транспорта, переведя его работу в режим маршрутного такси для перевозки экономически активной, платежеспособной части населения; оказывать государственную поддержку по обновлению подвижного состава городского пассажирского транспорта, независимо от форм собственности предприятий; передать часть властных полномочий, направленных на улучшение транспортного обслуживания населения, саморегулируемым организациям перевозчиков, обслуживающих общественный пассажирский транспорт.

Алексей КОВАЛЕВ