Закупочные цены на мясные продукты питания обсудили в мэрии на «круглом столе». Ульяновские родители подняли перед властью вопрос о завышенной стоимости говядины, мяса курицы и печенки.
Лидеры общественности пошли к власти двумя путями. Руководитель общественного движения «Ульяновская мама» Наталья Тамарова, сторонница мирных переговоров, добилась проведения «круглого стола». Евгения Миланская написала письмо губернатору с просьбой разобраться в ситуации и организовала пикет.
19 апреля пикет не состоялся: на время проведения пикета – 11.00 – чиновники Управления образования назначили «круглый стол».
Тем не менее Евгения пришла и на «круглый стол», который с ее появлением из вялого разговора превратился в напряженный спор.
В основном родителей интересовало: из чего складывается цена на продукт и как действует заведующая? Выяснилось, что именно заведующие детскими садами проводят мониторинг цен. К ним «стекаются» предложения поставщиков по всем группам товаров, из которых и выбирается поставщик с наиболее приемлемыми ценами и наличием необходимой документации. Мамы, явившиеся на «круглый стол», спрашивали: почему оптовые цены отличаются от рыночных в большую сторону? Выяснилось, что по требованию ветеринарной службы мясную продукцию в детские сады должен «сопровождать» пакет документов – накладная, сертификат качества, ветеринарный документ. Кроме того, существует ряд требований к доставке мясопродуктов – они должны поставляться охлажденными, в транспорте с холодильной камерой, расфасованными в упаковки по 5-8 килограммов и так далее. Все это, а также доставка, зарплата и даже вероятность инфляции влияют на окончательную цену.
– Забудьте о рынке! – обратился к выступающим депутат Гордумы, председатель комитета здравоохранения Рашид Абдуллов. – Рынок никогда не будет выполнять требования департамента ветеринарии. А цены, которые предлагает сегодняшний поставщик, не завышены – даже мясокомбинат мясо первой категории продает более чем по 300 рублей! Меня больше беспокоит безопасность питания детей думайте и вы об этом. Дешевле – не значит безопасней.
– Когда в 1990-х годах система обеспечения продуктами рухнула, и заведующие были вынуждены буквально с хозяйственными сумками ходить за продуктами в магазины, мы наблюдали всплеск кишечной инфекции, – поддержала Абдуллова главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Галия Ахметзянова. – Почему на аукционе мясо говядины, печень говяжья и мясо кур значатся в одном лоте? И чиновники, и заведующие детскими садами сетуют на несовершенство 94-го федерального закона, где эти товары считаются одноименными и имеют один код.
Родители проверили – в области есть ряд потенциальных поставщиков, готовых поставлять мясо курицы за цену, более низкую, чем 133 рубля за килограмм: по этой цене детсады покупают курятину сегодня. В частности, куры, купленные в Майне, вместе с доставкой обошлись бы в 79 рублей за килограмм. Та же Майна и яйцо продает за 29 рублей за десяток, а не за 42 рубля, как покупают заведующие. Необоснованно завышенной выглядит и цена на говяжью печень – 176 рублей за килограмм! Родители считают, что именно условие поставлять весь мясной ряд «отсеивает» потенциальных поставщиков, готовых предложить более низкие цены. Но у мясокомбинатов нет мяса кур, а у птицефабрик нет говядины, и потому поставщиком может быть только перекупщик. И это тоже ведет к «накручиванию» цены.
Второй пункт, из-за которого количество участников аукциона ниже, чем могло бы быть, – пятипроцентный взнос от компании под обеспечение заявки. В случае с мясными продуктами речь идет о почти пяти миллионах рублей. «Каждый ли поставщик может представить такую сумму?» – спрашивает Тамарова.
Вопрос, на который мамы так и не получили ответа, – о цене на мякоть говядины и о том, «сколько в этой цене мяса», то есть сколько «накручивает» поставщик. Чиновники только развели руками: «ни один поставщик этого никогда не скажет». Зато они объяснили, что нельзя сравнивать цены на продукты, закупаемые для школ, приютов, больниц и так далее с ценами на продукты для детских садов. Требования к качеству продуктов принципиально разные. К слову, более дешевые продукты, закупаемые небольшими партиями, в сумме до 100 тысяч рублей, каждая заведующая может выбирать самостоятельно и приобретать, минуя аукционы. А вот мясные продукты все 134 ульяновских детских сада по соглашению, подписанному ими в ноябре 2010 года, покупают у одного поставщика.
Такое же соглашение заключено и на приобретение молочной продукции.
После двух часов разговора мамы не выглядели удовлетворенными. А заведующая детским садом №50 Наталья Лаврова удивилась, почему родители говорят о завышенной цене на мясные продукты, которые за год подорожали только на 13 процентов, и не говорят о ценах на основные продукты питания – на овощи, которые за год подорожали на 74 процента, крупу (на 60 процентов), молоко (на 43 процента), творог (на 46 процентов), масло (на 42 процента), муку (на 41 процент). «Мы до них еще не дошли, но разберемся и спросим о них на следующем «круглом столе», – ответила Тамарова. По завершении встречи она предложила снизить процент под обеспечение заявки, чтобы таким образом привлечь к аукциону других поставщиков, найти способ закупки мяса птицы и говядины на разных аукционах, информировать родителей о требованиях к продуктам питания, поставщиках и предлагаемых ценах.
Казалось, инициаторы «круглого стола» и пикета выражали общее мнение, однако член городского родительского комитета Галина Гареева имеет другую точку зрения. «Мне стыдно за вас, – сказала она. – Родители самоустранились от какого-либо контроля, никто не интересуется, чем и как питаются их дети. На заседания городского родительского комитета вас не затянуть.
Прежде, чем ругаться, научитесь работать с администрацией детсада, с Управлением образования. Тогда вам многое станет понятным».
Евгения Миланская еще 11 апреля отправила письмо губернатору с просьбой разобраться в ситуации с закупочными ценами на продукты питания для детсада. «Почему в Ульяновске за счет детей можно за полгода с одного аукциона по одной позиции поставка мясной продукции – получать сверхприбыль примерно 45 миллионов рублей?» – спрашивает она главу региона. Как стало известно, Федеральная антимонопольная служба проведет проверку фактов нарушения законодательства о размещении заказов при организации проведения открытого аукциона на право заключатьмуниципальный контракт на поставку продуктов питания для муниципальных детсадов. УВД по Ульяновской области также будет проводить проверку в порядке статьи 144 УПК РФ.
23 апреля в сквере имени Гончарова все-таки был проведен пикет.
Правда, в десятке пикетирующих преобладали люди очень уж молодые и, как выяснилось, слабо представляющие себе, ради чего они собрались.
«Мы возмущены тем, что для детей покупают дешевые продукты питания, – заявила участница пикета Ирина. – А еще я знаю, что воспитатели открывают в спальнях окна, чтобы дети во время сна простудились и в группе было поменьше детей».
Марина ВОЛКОВА
Илья
Детективная история, аж дух захватывает)