На минувшей неделе в Ульяновске прошел Первый Международный авиатранспортный форум. Ажиотаж вокруг события возник довольно давно. Одной из точек спора стал вопрос, действительно ли в Ульяновск приедет звезда Голливуда Джон Траволта. И не просто появится перед публикой, но и еще и поучаствует в качестве пилота в ульяновском авиашоу. Сегодня, наконец, нам известен результат.

Он не прилетел, но обещал…

Не совсем ясно, почему организаторы придумали в качестве «изюминки» мероприятия актера такого уровня. Гораздо реальнее было бы обойтись, к примеру, российским авиатором Якубовичем. Однако распоряжение оказалось отдано на самом высоком уровне (еще бы, мы же столица всего, и «фабрике грез», видимо, тоже диктуем), а СМИ принялись смаковать известие о контактах со звездой «Криминального чтива». Дескать, владелец пяти самолетов и самой большой в мире частной взлетно-посадочной полосы прилетит в Ульяновск по приглашению губернатора и покажет несколько фигур высшего пилотажа (хотя известно – Траволта несколько раз чуть не разбился, сидя за штурвалом), а приземлится в аэропорту «Восточный» прямо в разгар праздника. Он-де не смог отказаться «от столь заманчивого предложения»…

А накануне открытия форума неожиданно появилась другая информация: Траволта отказался прилетать, причем буквально за несколько дней до авиашоу, потому что его якобы не устроил гонорар. Неужто нас всех откровенно держат за дураков? Ведь очень странная сказка получается. Прежде всего, приглашать в гости можно кого угодно – приглашение совсем не означает согласия. Однако, строить на этом пиар некорректно, потому что владелец имени может вдруг и прознать про его использование (фактически, незаконное): это гора с горой не сходятся, но люди – не горы. Тем более, когда у них появился Интернет. А, с другой стороны, если какая-то договоренность и впрямь была (не с посредниками, а с самим «фанатом русских авиалайнеров») и на кону стояли такие огромные деньги, странно, что это не было оформлено должным образом, и Траволта вот так смог всех «кинуть» и просто не прилететь. Вопрос-то денежный, да и для престижа не праздный…

Инновации в авиации

Именно на фоне неоднозначной ситуации вокруг прилета Траволты довольно преждевременными кажутся выводы чиновников о том, что авиатранспортный форум прошел успешно. Это способно показать только будущее. Потратить огромные деньги только чтобы шумно заявить о себе на весь мир (без крупных контрактов, способных окупить затраты) – согласитесь, мягко говоря, не очень-то рационально. Может быть, все же дождемся, что переговоры, заявленные на форуме, принесут зримую прибыль? Хотя уже несколько настораживает, что визит голливудской звезды нам ранее тоже обещали с не меньшей убежденностью в успехе, ан не сбылось…

Да, в работе МАТФ приняли участие более 500 делегатов из России, а также 12 иностранных делегаций таких корпораций, как «Аэробус», «Боинг», «Эйр Франс» и другие. Да, в рамках форума были проведены конгресс, круглые столы, посвященные вопросам развития авиационной промышленности, состоялось авиашоу, где прошли показательные выступления авиамоделистов, парашютистов, а также самолётов малой авиации, полёт знаменитой машины марки По-2, демонстрационные полёты ТУ-204, ИЛ-76 и АН-124 «Руслан». Даже музей авиации под открытым небом в «Центральном» обновили. А посетители «Восточного» ознакомились с экспонатами выставки «Инновации в авиации». И решено, что начиная с 2012 года форум будет проходить каждые два года, чередуясь с известным Международным авиационно-космическим салоном «МАКС» в Подмосковье. И журналистов на форуме аккредитовывали «по всем правилам» – переписали не только имена и фамилии, но и серийные номера диктофонов и фотоаппаратов. Так что никто не усомнился – вот он, мировой уровень организации! Но, несмотря на то, что Объединенная авиастроительная корпорация России, как было официально заявлено, рассматривает наш многострадальный «Авиастар» как своё ключевое предприятие, нельзя сказать, что до сих пор сделан какой-то ощутимый производственный прорыв, который отразился на ульяновском заводе. Перевозчики по-прежнему предпочитают импортную технику российской, а ТУ-204 так и не стал российским «Боингом». Правда, «Боинги» на «Авиастаре» все-таки договорились обслуживать, но речь об этом вроде бы шла и раньше. Поэтому и резолюция форума из четырех пунктов содержит самые общие положения: продолжить работу и попросить правительство страны поддержать начинание ульяновцев. Конкуренция же по части авиапроизводства даже с ближайшими соседями очень высокая. Если только мы вообще собрались конкурировать не только на словах…

София МОРЖОВА