Гадания о человеке, который пойдет в марте 2012 года на выборы президента РФ и станет на них фаворитом, продолжаются, но есть одна вещь, которая должна указать на будущего главу государства совершенно безошибочно. Это судьба совладельца нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского, дожидающегося сейчас рассмотрения в Верховном Суде РФ кассационной жалобы на приговор Хамовнического суда Москвы, приговорившего Ходорковского и его бизнес-партнера Платона Лебедева к 13,5 года лишения свободы.

Об этом втором суде над руководством ЮКОСа много писали. Об абсурдности обвинения в хищении Ходорковским и Лебедевым всей добытой ЮКОСом нефти (несколько сот миллионов тонн) и о политической мотивированности дела.

Перед вынесением приговора многие полагали, что он будет оправдательным, но за пару недель до его оглашения премьер Владимир Путин заявил на «прямой линии» с народом, что «вор должен сидеть в тюрьме». Президент Дмитрий Медведев попытался смягчить впечатление, произведенное «приговором Путина» на общество и в первую очередь на российский и иностранный бизнес. Не помогло. Перед Новым годом судья Данилкин огласил срок – 13,5 года.

Приговор провел между премьером и президентом линию рубикона: Владимир Путин – за то, чтобы Ходорковский сидел в тюрьме как можно дольше, Дмитрию же Медведеву экс-глава ЮКОСа за решеткой – как кость в горле. Все его призывы к иностранным инвесторам не бояться и вкладывать деньги в Россию рассыпаются пока что в прах. Деньги из России бегут, причем после оглашения приговора их отток усилился. За январь-март нынешнего года за границу было выведено на 21,3 млрд долларов больше, чем пришло в Россию. Годом раньше, в I квартале 2010-го, чистый отток капитала из страны составил 14,7 млрд долларов. И приговор Ходорковскому сыграл в этом, как считают, далеко не последнюю роль.

Играет он эту роль и в планах Медведева создать в Москве мировой финансовый центр.

Какой, однако, центр, если из России бегут не только финансы, но и финансисты? Последний пример – бегство в Лондон главы пятого по величине российского банка – «Банка Москвы» («БМ») Андрея Бородина. История банальная.

Один из госбанков купил контрольный пакет акций «БМ» и хотел выкупить банк на 100 процентов. Но Бородин продавать свою долю этому покупателю отказался. И тогда против строптивого банкира было заведено уголовное дело. Бородин не стал ждать, когда за ним придут, и Россию покинул. И это лишь добавило красок в «фактор Ходорковского», а президент прямо назвал инвестиционный климат в России «очень плохим».

Развязать узел можно только одним способом – освобождением Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, дав этим мировому бизнесу сигнал, что эра басманно-хамовнического правосудия в России закончилась и что зарубежным бизнесменам теперь действительно бояться нечего. Дмитрий Медведев в этом кровно заинтересован, иначе все его президентство было зря, как, пожалуй, и вся жизнь. Верховный Суд объявит свое решение по кассации руководителей ЮКОСа уже скоро. Тогда и будет понятно, кто пойдет на выборах марта 2012 года в Кремль.

Если суд выпустит Ходорковского и Лебедева, значит – Медведев. Если же наоборот, значит Путин. Вот от такой «мелочи» зависит, как по поводу будущего президентства ляжет карта.

Юрий Кашинский