На прошлой неделе ульяновцы узнали ошеломляющею новость: градоначальник принял решение убрать из центра города трамваи! Если не считать возможных интересов каких-то влиятельных бизнес-кланов, мера эта, без сомнения, не пользуется одобрением общества, и можно предположить, что она непременно отзовется дальнейшим ростом протестных настроений (и без того усиливающихся не по дням, а по часам) и снижением популярности городских властей.
А в преддверии предстоящих выборов такой шаг вообще представляется странным. К городской управе и без того накопилось достаточно вопросов. К примеру, пресловутые капитальные ремонты жилищ, вызвавшие недовольство огромной части горожан своими затянувшимися сроками и некачественным исполнением, злосчастный ремонт тротуаров и бордюров центральных улиц, сковавший движение минувшим летом, фактическая парализация городского транспорта прошедшей зимой и еще многое другое. Создается впечатление, что каждое последующее решение, исходящее из муниципалитета, звучит все абсурднее и делает город все более непригодным для нормальной жизни, как будто принимается назло людям, а не для них. Бардак, да и только! И свертывание трамваев тому очередное свидетельство.
Убираемые трамвайные пути, вопреки утверждениям, не находятся в плачевном состоянии – насколько я помню, их регулярно меняли, и относительно недавно в последний раз. Трамвай сохранил и постоянное число своих приверженцев, оставаясь единственным надежным общественным транспортом. В час пик только он разгружает неудобные и тесные маршрутки, а когда «встает» (например, зимой), влезть в ГАЗели становится просто невозможным. Нельзя сказать, что и днем наши трамваи ходят совершенно пустыми. В конце концов люди не сельди в банке, и имеют право на человеческий проезд. Просто мы немного отвыкли от электротранспорта, потому что в последнее время он ходит довольно редко. А пенсионеры? Им-то в маршрутку зачастую просто не влезть, да и скидок никто из частных перевозчиков не сделает.
Трамваи до последнего времени выполняли (и пока, слава Богу, выполняют) свою социальную миссию, не только перевозя малоимущих горожан, но и являясь козырем в руках муниципалитета, фактором сдерживания цен на маршрутки. Лишится город этого фактора и окажется полностью зависим от частных перевозчиков, которые моментально «вздуют» цены. Понятно, что и ликвидирующийся трампарк без хозяина не останется – свято место пусто не бывает. Особенно в центре города. И на демонтаж трамвайного хозяйства уйдет много денег – еще неизвестно, выгоднее ли это, чем дальнейшее содержание. А те трамвайные пути, которые останутся, вряд ли заинтересуют горожан, потому что доехать куда-либо без пересадки будет уже сложно. Конкурентоспособность «урезанного» трамвая и впрямь рискует сильно упасть. А, значит, речь идет и о долгосрочных планах по его полному уничтожению, бомбе замедленного действия, заложенной под весь ульяновский электротранспорт. Это что ж, принявшие решение уничтожить трамвай – своего рода «террористы»?
Кроме того, трамвай – это еще и часть исторического облика города, о чем все почему-то забывают. Сегодня мы вспоминаем названия старых симбирских улиц и кричим об исторической памяти на каждом шагу, но при этом «живьем закапываем» старый добрый ульяновский трамвай…
Конечно, нам обещают дополнительные автобусные маршруты (ныне почти не существующие). Однако, учитывая транспортные пробки в центре города (летом – потому что из гаражей выезжают частники, зимой – потому что дороги находятся в ужасающем состоянии), их проходимость по Ульяновску представляется сомнительной, и они явно не тянут на полноценную замену. Потому что трамвайные пути посредине Советской и Радищева, на самом деле, никогда не сдерживали движение настолько. Водители машин спокойно проезжали по ним в случае необходимости, притормаживая только перед трамваями, вставшими на остановках…
Почему-то мне думается, что сворачивание трамвая в перспективе способно вызвать даже какой-то социальный взрыв. Возможно, это произойдет не сразу, а когда люди наконец осознают всю тяжесть навалившихся на них трудностей. Помните, сколько шумели, предупреждая об оползнях на волжском склоне и умоляя власти не разрешать строительство лыжной трассы? Ан нет, настояли, и что теперь?! Кому расплачиваться за проигрышный «горочный» проект?!
Вот и из тонированного окна мэрского автомобиля ситуация с транспортом в городе может казаться идиллической, потому что плохо видно. Трамвай лимузинам, конечно, только мешает. А вот добирающимся утром на работу и учебу, скорее всего, придется несладко. Поэтому решение должно быть отменено. Иначе город подсядет на такую транспортную иглу, что вместо экономии средств, в случае транспортного коллапса, власти будут вынуждены принимать экстренные, но очень дорогостоящие меры. Хочется верить, что возобладает здравый смысл. Думаю, если вмешается губернатор и пожурит своего «младшего» коллегу по партии за непродуманность и поспешность действий, связанных с трамваями, это только добавит ему очков. Если только мера эта изначально не планировалась как предвыборный партийный ход, и отмена не готовилась загодя. Уж больно абсурдный поступок…
София МОРЖОВА