27 апреля Ульяновская Гордума приняла решение, вызвавшее мощную волну народного протеста. В повестке заседания стоял вопрос о принятии изменений в бюджет 2011 года, влекущих перераспределение средств на ремонт дорог. Депутаты проголосовали «за» изменения, позволяющие демонтировать трамвайные пути в центре города. С 16 мая трамваи №2, №4 и №4Р, ходившие по улицам Ленина, Спасской (бывшей Советской) и Радищева, прекратят по ним движение…

Решили «пилить»

23 голоса «за», 4 «воздержались» и всего 1 «против» – так Дума приняла затею городских властей. «Против» проголосовал только депутат от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Геннадий Антонцев:

– Прежде нужно изучить возможные последствия, узнать мнение людей, – говорит Геннадий Анатольевич. – Ни одного убедительного аргумента в пользу демонтажа трамвайных путей я не услышал.

Тем временем председатель Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Константин Иваненко уверен, что причины для такого решения есть. Во-первых, как считает он, на улицы Р.Люксембург, Радищева, Спасской и Ленина, которые и сейчас сильно загружены, очень скоро – после введения в эксплуатацию 2-го пускового комплекса нового моста -хлынет новый транспортный поток. Во-вторых, трамвайное полотно на этом направлении в аварийном состоянии, и, по словам Иваненко, на его реконструкцию необходимо более 100 миллионов рублей. А ещё демонтаж, как это смешно ни звучит, будто бы позволит сберечь исторические объекты Музея-заповедника «Родина им. В.И. Ленина» от разрушения, которое якобы происходит за счёт вибрационного воздействия трамваев.

В самом «Ульяновскэлектротрансе» думают иначе:

– Это неправильное решение. В 2008 году из бюджета выделяли 55 млн рублей на ремонт путей от Железной Дивизии до Пластова, а теперь всё разбирать собираются! – выражает возмущение Алимжан Абубекяров, директор муниципального предприятия (далее МУП) «Ульяновскэлектротранс». – На заседании Думы я предложил ради эксперимента на неделю закрыть пути и проанализировать последствия, но Иваненко даже не ответил!

Как нам рассказал директор МУП, в 2010 году на закупку новых трамваев (и троллейбусов) из бюджета планировали выделить 750 млн рублей, потом эту сумму урезали до 350 млн, а в итоге выделили… всего 100 тысяч! Для решения проблемы цифра просто смешная – износ трамвайного парка составляет 80%. Власти ежегодно выделяют миллионы рублей на ремонт асфальта, который уже через месяц рассыпается. Лучше бы направили эти деньги на ремонт трамвайных путей, которые, например, на улице Радищева не менялись около 40 лет! Тогда бы чиновники не ссылались на то, что трамвай гремит, а асфальт вокруг рельсов рассыпается.

По словам Абубекярова, себестоимость трамваев гораздо ниже, чем автобусов. Но именно автобусы мэрия и предлагает выставить на их место. С сумасшедшими пассажирскими потоками на этом направлении власть надеется справиться с помощью всего двух новых маршрутов из 35-ти автобусов средней вместимости и 60-ти «Газелей»!

Первый этап

Возможно, закрытие этой трамвайной линии – только начало процесса, итогом которого станет ликвидация всех трамваев в городе.

– С 16 мая весь подвижной состав пойдёт через Дамбу, уже составляется новое расписание, – говорит начальник Северного трамвайного депо №1 Александр Басыров. – Трамваи хотят пустить по Нариманова, где пропускная способность сети на это не рассчитана, и по Марата, где и так бесконечные пробки. Если сейчас закроют линию, то, возможно, затем ликвидируют Северное депо, а потом и вовсе уберут трамвай!

Закрытия депо всерьёз опасаются его работники, которых на предприятии более 450 человек. Они считают, что кому-то приглянулись 5 га земли, которые занимает депо. Коллектив уже обратился в прокуратуру с просьбой предотвратить уничтожение электротранспорта.

– Я здесь работаю с 1997 года, куда я в свои 45 лет смогу устроиться?! – говорит наставник кондукторов Галия Хайретдинова.

– Иваненко утверждает, что этот участок якобы приносит всего 1% выручки – неправда! Пассажиропоток в разы больше, чем он указал, – говорит водитель трамвая Иван Митченко. – Власти делают это в угоду маршрутному транспорту, который скоро станет монополистом и резко поднимет цены!

Людей никто не спросил

На улицах, которые собираются лишить трамвая, расположено множество социально значимых объектов: несколько больниц, травмпункты, школы, университеты, культурные и исторические объекты. Добираться в больницу на маршрутках пенсионерам, которые чаще всего пользуются трамваями, станет физически очень сложно.

– Мы с детьми ездим в больницу только на трамвае, потому что в маршрутке их укачивает! – возмущается горожанка Алла Ярёха.

– Трамвай можно закрыть только с одним условием – если чиновники будут ходить пешком, а в маршрутках платить за меня! – выступил с предложением пенсионер Анатолий Прыткое.

– Трамвай – удобный и надёжный, а в маршрутку заползать приходится! – говорит жительница города Татьяна Сергеевна.

Но власть не хочет понимать, что трамвай – единственный экологичный транспорт, что зимой доехать домой часто можно только на трамвае, что они дешевле, удобнее и гораздо вместительнее.

К слову, в Воронеже пару лет назад по инициативе недальновидных чиновников убрали трамваи из центра города, а затем и вовсе демонтировали все пути. Но, осознав ошибку, сейчас их предлагают вернуть обратно, а на это необходимо 10 миллиардов рублей! Было бы в разы дешевле сразу заменить старые пути, а не демонтировать, а потом строить заново. Не боятся ли ульяновские чинуши повторить горький опыт воронежских властей?..

Схема проста

…Похоже, не боятся. По одной из версий, место трамваев займут китайские автобусы сомнительного качества от известной в Ульяновске бизнес-группы. Автобусы, в отличие от трамваев, часто ломаются и нуждаются в постоянном обновлении запчастей. А один из заводов запчастей, кстати, принадлежит всё той же бизнес-группе. Да и с сотен километров демонтированных рельсов можно получить «копеечку». Так, чиновники мэрии, возможно, не безвозмездно, на долгие годы дадут этой бизнес-структуре постоянный источник дохода из городского бюджета. А это вполне законный способ увести из него сотни миллионов рублей. Нужно только трамвай ликвидировать.

От «МГ». Мы всегда выступали за сохранение трамваев. Они жизненно необходимы городу. Мы не верим обещаниям властей, что замена трамваев китайскими автобусами лучше и выгоднее для самих горожан. Очевидно, это может быть выгодно только кому-то из чиновников и частным перевозчикам. Вопросы такого масштаба решаются на референдумах, а не с лёгкой руки безответственных чиновников. Мы считаем, что принятое Гордумой решение подрывает авторитет власти. Чиновники не понимают, что делают, да и могут ли понять это люди, разъезжающие на собственных джипах и не испытывающие на своей шкуре «маршруточные радости»? Даже прибыв 25 апреля в Северное депо на проверку, городские чиновники, чтобы узнать мнение горожан, поехали не в общем вагоне, а – вы не поверите -на отдельном трамвае! Очевидно, что такое отношение вынуждает людей выходить на акции протеста в защиту своих прав.

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что губернатор Сергей Морозов приостановил решение вопроса о ликвидации трамваев, чтобы изучить общественное мнение. Что будет дальше – не известно…

Анна РОСЛОВА