Ульяновскому региональному отделению Союза художников и заслуженному художнику России Аркадию Ефимовичу исполнилось по 75 лет. Закономерно, что к юбилею творческой организации приурочена открывшаяся на днях персональная выставка ее председателя, ведь он руководит ею уже 16 лет.

Сегодня Аркадий Ефимович – состоявшийся художник, большой авторитет, профессор, обладатель Серебряной медали Российской академии художеств, лауреат премии ВДНХ, Пластовской премии. В Ульяновске говорят: «Есть Егуткин – есть Союз художников». Интересы Союза он отстаивает так настойчиво, что в кругах чиновников прослыл неудобным человеком. Зато сами художники к Егуткину идут, как к миротворцу: все проблемы он решает путем компромиссов.

– С Ульяновском жизнь моего друга связана с 1943 года, – рассказал заместитель председателя Союза художников Борис Склярук. – В то лихолетье его семью эвакуировали из Гомеля, и они остановились в Базарном Сызгане, потеряв по пути бабушку. Случайно какой-то мужчина, знавший, где стали жить Егуткины, встретил ее в другой области, помог вернуться к семье. Когда погиб родной отец Аркадия Ефимовича, его стал воспитывать дядя Саша Белов, который стал ему настоящим отцом. Наша русская земля передала Аркадию Ефимовичу память о войне, о крае, в котором бывали Пушкин и Языков, о той России, которая вдохновляла великих поэтов. Она раскрыла многообразие его талантов – и творческого, и организаторского. Она вдохновила его на работы, в которых есть рассуждения о религии и притчи, ирония и сатира.

Сам Аркадий Ефимович о своем творчестве говорит, что ориентируется на два посыла: «Кто мы и куда идем?» и «Если дорога не ведет к храму, то зачем такая дорога?».

– Искусство не дает ответы на эти вопросы, но оно ищет форму, в которую их можно облечь так, чтобы человек острее почувствовал свое место в жизни, – поясняет художник. – Пластов говорил мне: «Аркаша, не теряй времени!». Я повторяю эти слова своим студентам, потому что сейчас особенно осознаю: замыслов еще много, а времени осталось – всего ничего. Я в своей жизни был инженером… Да кем только не был! Членом Союза журналистов стал на десять лет раньше, чем членом Союза художников. Но думаю, что эти годы не были потеряны… Один поборник актуального искусства говорил мне уничижающее: «А ведь вы рисовали доярок!». А я ответил ему, что делал это с величайшим удовольствием, потому что в процессе работы понимал глубину личности этой доярки или другого колхозника. Ведь каждый человек – это галактика, и потому эта работа тоже не была потерей времени.

С 75-летием со дня рождения и 50-летием творческой деятельности Аркадия Ефимовича поздравляли чиновники и художники, коллеги по кафедре и студенты, родственники, друзья. Супруга художника Галина Печеркина тоже долго готовилась к выставке: сочинила к каждой картине по нескольку поэтических строк, выразив свое понимание произведения. А искусствовед Луиза Баюра заметила, что Егуткин поступил верно, не поставив дат под картинами: «Эта живопись – вне времени. В ней всегда есть нерв и острота».

Анна ШКОЛЬНАЯ