В Ульяновске вместе со всей страной отпраздновали 9 Мая – дату, составляющую, без сомнения, одну из основ российской государственности. Праздник получился грустным – и не только потому, что в этот день вспоминали давно ушедших. Ветеранов той войны, реальных носителей живой истории, осталось уже очень мало – на фоне огромной людской толпы, штурмующей многочисленные палатки с шашлыками и напитками, они казались удивительно беззащитными. Было видно, что воины-победители, сокрушившие могущественнейшего фашистского врага, все-таки уступили всесильному Времени. А ведь нам казалось, что этого никогда не произойдет, и Уроки Мужества длиною в жизнь будут длиться вечно…
Странно, что к параду не успели полностью завершить ремонтные работы на улицах – в советское время организаторов жестоко наказали бы за это. Участки вскрытого асфальта можно было видеть на волжском Венце. Причем ближайший – буквально в нескольких десятках метров от площади Ленина, прямо за памятником вождю мирового пролетариата! Кое-где не убрали с людных мест и ветки, упавшие после весенней обрезки деревьев. И неужто и впрямь не нашлось больше автобусов, чтобы привезти пожилых людей к трибунам? Те, что выделили, оказались заполнены до отказа, так что многим виновникам торжества пришлось ехать стоя. Да и расходились после праздника они пешком, держа в руках скукожившиеся на жарком майском солнце букетики красных тюльпанов. Про общественный транспорт в день массового гуляния вообще говорить не приходится – что тут говорить, если простая минеральная вода стала в городе дефицитом…
Конечно, бравурная музыка, пафосные речи, радостная молодежь, вышедшая погулять с малышами, дети-танцоры, не первый год «рисующие» своими разноцветными одеждами «живой» российский триколор, да георгиевские ленты (не говоря уже о вечернем салюте) атмосферу праздника создали. Только не стоит забывать, ради кого и чего это организуется в первую очередь, и не пытаться сделать из триумфа гражданской памяти этакий всенародный ритуал с формально-показным участием идеологических символов. Память – отдельно, карнавал с пиаром для властей – отдельно…
София МОРЖОВА