для одного: чтобы закрыть вопрос о ликвидации трамвая раз и навсегда.

Губернатор Сергей Морозов вовремя вмешался в судьбу ульяновского трамвая – через день должны были начаться акции протеста населения против запланированного демонтажа трамвайных маршрутов, и они обещали быть массовыми. И тут, сразу после первомайского праздника, губернатор выступил с интернет-обращением, в котором назвал решение о демонтаже поспешным и непродуманным и предложил городским властям приостановить его. Еще он сообщил о создании рабочей группы для детального изучения вопроса о трамвае. Но что изучать?

В основу решения Городской Думы о ликвидации трамвая 2 и 4-го маршрутов лег, как известно, доклад председателя комитета по транспорту мэрии Константина Иваненко. Но данные в нем были, как выяснилось, мягко говоря, недостоверными. Подозревают даже, что они были подтасованы, на что указали авторы в интернете. В своем выступлении Иваненко ссылался на исследование, проведенное Московским автодорожным институтом (МАДИ). Вот результаты этого исследования и были подогнаны под запланированное решение Гордумы, говорят эксперты.

В интернете они разбирают доклад председателя комитета на цитаты, анализируют и последовательно опровергают. Начиная с данных о пассажиропотоке на этих двух маршрутах. По словам Константина Иваненко, МАДИ выявил, что в час по каждому из них проезжает три тысячи с небольшим человек и что перевезти их с отменой трамваев можно на 15-20 автобусах типа «ПАЗ» и 30 «Газелях». Оппоненты Иваненко заявляют, что МАДИ не считал, сколько пассажиров проезжает по маршрутам за один час, а дал данные по пассажиропотоку за сутки – 80000 человек. С учетом того, что общественный транспорт работает часов 14 из 24, в час получится в среднем 6000 пассажиров, а не 3000, как сказал Иваненко. Передвигается этот пассажиропоток неравномерно, в часы пик людей едет гораздо больше.

В общем, эксперты получили совсем другие цифры, нежели чиновники мэрии: чтобы перевезти всех пассажиров, остающихся на улице с гипотетической отменой трамваев, нужно 115 автобусов типа «ПАЗ» или 300 «Газелей». Но без ухудшения качества не выйдет, поскольку автобусные маршруты не смогут в точности повторить трамвайные, а пассажиры пожилого возраста в принципе не смогут воспользоваться маршрутками – водители просто не будут ждать, пока эти пассажиры войдут в салон, рванут, и все старики попадают.

Но главный вывод в том, что замена трамваев автобусами не разгружает улицы, а наоборот – загружает их еще больше, ведь трамвайных вагонов ходит по маршрутам всего несколько десятков, тогда как число автобусов и «Газелей» будет исчисляться сотнями. И если трамвайные вожатые – пример аккуратности в езде, то для многих маршрутчиков Правила дорожного движения – пустой звук, что обещало улицам Ленина, Советской, Радищева, Розы Люксембург полный хаос и удушающий смог.

Не выдерживало критики и предложение Константина Иваненко об организации на упомянутых улицах четырехрядного автомобильного движения, о чем мы уже упоминали. Ширина улиц – порядка 11 метров, а на один ряд должно отводиться по нормативам 3,75 метра, на четыре -15 метров. Чтобы воплотить проект четырехряд-ки в жизнь, пришлось бы снести не только тротуары, но и жилые дома. И не случайно МАДИ в своих рекомендациях не предлагал убрать трамвай, напротив, было предложение о дальнейшем развитии электротранспорта. Ликвидация же трамвая – это бредовая идея ульяновских властей, преследующих какие-то свои интересы.

Проблема Ульяновска не в избытке трамваев, а в огромном количестве автомобилей, особенно в центре города. Это проблема, впрочем, и всех российских городов, проектировавшихся в другое время, когда такого засилья автотранспорта никто не мог и предположить. Вот эту проблему властям и надо решать. Мэр Москвы Сергей Собянин сразу же, как только пришел на это место, заявил о приоритетном развитии трамвая в столице. Власти Варшавы ввели за въезд автомобилей в центр плату. Пражский муниципалитет собирается вообще закрыть доступ автотранспорта в центральную часть города. Об увеличении же автопотока как методе борьбы с пробками слышать до сих пор не приходилось и вряд ли придется – в век-то экологии. У созданной Сергеем Морозовым рабочей группы задача, на мой взгляд, была одна: закрыть навсегда тему демонтажа трамвая. Выполнена она, однако, не полностью.

Юрий КАШИНСКИЙ