Содержание и ремонт жилья требует затрат. Об этом знает, пожалуй, каждый. Но о том, как формируется тариф и почему он может быть разным, казалось бы, в одинаковых домах, ульяновцы в большинстве своём даже не задумываются. Между тем, ответы на данные вопросы не только полезно, но и необходимо знать любому собственнику жилья. Но без понимания, за что мы платим, это просто не получится.

В Комитете жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии города Ульяновска решили помочь горожанам и провели «круглый стол», на котором горожанам ещё раз разъяснили, что величину тарифа выгодно устанавливать самостоятельно, а старшие по домам вправе контролировать расходование средств.

ГОРОЖАНЕ САМИ ДОЛЖНЫ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ

В отличие от тарифов на коммунальные услуги, стоимость содержания и ремонта жилья, согласно российскому законодательству, определяется собственниками. Местные власти могут вмешаться в процесс лишь в том случае, если владельцы квартир сами не утвердили размер оплаты. К сожалению, далеко не все ульяновцы проявляют активность в этом направлении. Хотя вопрос этот очень серьёзный.

– Если собственники сани не могут определить тариф, то его установят муниципальные власти, – поясняет генеральный директор Управляющей компании «Аметист» Ильдар Сеюков. – Если тариф не утверждён собственниками, управляющая компания, согласно законодательству, вправе приостановить обслуживание жильцов. И обслуживание дома выставляется на конкурс. Опыт показывает, что это не лучший вариант для жильцов. Обычно конкурс выигрывают компании-однодневки, предлагающие наиболее низкие тарифы, но в итоге не выполняющие обязательства.

– Собственники жилья только выигрывают, когда самостоятельно устанавливают величину тарифа, – считает председатель Комитета ЖКХ и экологии мэрии города Ульяновска Михаил Сычёв. – В этом случае они получают и необходимые услуги, и контроль за качеством работы домоуправляющей компании. А если нет утверждённого тарифа, значит, нет и перечня утверждённых работ. В таком случае невозможно и деньги вернуть, если услуга оказана некачественно. Например, целый месяц дворник недобросовестно убирал придомовую территорию. А на что жаловаться, если этот вид работ в договоре просто не прописан?..

– Самая большая на сегодняшний день проблема – жители не знают, за что они платят, – говорит генеральный директор МУП «УК Ленинского района Ульяновска» Евгений Калмыков. – Когда мы устанавливаем перечень услуг и, соответственно, расценки, всё становится понятно. Более того, таким образом собственники могут управлять тарифом. Нужен, например, приходящий слесарь – это одна сумма. Нужен прикреплённый только за одним домом – уже другая. Но собственник знает, за что он платит.

СТАРШИЕ ПО ДОМАМ ПОМОГУТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ

Стоит сказать, что далеко не каждый ульяновец имеет желание вникать в тонкости тарифо-образования, ходить на собрания собственников и решать текущие проблемы. В городском Комитете ЖКХ и экологии предлагают выход из ситуации: во всех многоэтажках нужны старшие по домам. Их обязанность – контроль за выполнением работ, которые осуществляет управляющая компания. Как показывает практика, изменения в положительную сторону наступают буквально сразу же после того, как старший по дому приступает к своим обязанностям.

– В этой должности я работаю второй год, – рассказывает старшая по дому Валентина Уварова (ул.Тельмана, дом 1). – А начала работу с собрания собственников, где мы выбрали старших по подъездам. Они, кстати, очень хорошо помогают. Спустя некоторое время у всех жильцов изменилось отношение к дому. Жильцы стали переживать за его состояние. Когда домоуправляющая компания в конце прошлого года предложила нам расчёт тарифа на содержание и ремонт дома, а он был почти на пять рублей больше, чем год ранее, мы долго советовались, просмотрели все документы, увидели, что за эти деньги будет сделано, и общим решением собственников приняли тариф. Теперь мы знаем, за что платим. Например, впервые за 26 лет начинаем ремонт подъездов. Уже и цвет краски сами выбрали. И контролировать качество работ будем сами. В общем, не жалеем, что сами установили размер тарифа.

– Стать старшим по дому меня попросили сами жильцы, – продолжает Владимир Толмачёв (пр-т Филатова, дом 9), – видимо, за мою активность. Я согласился, потому что есть возможность контролировать, на что уходят наши деньги. А потом мне захотелось, чтобы наш дом был лучше других. И, вроде, получается.

Положительно оценивают работу старших по домам не только жильцы, но и директора управляющих компаний.

– Нам стало проще работать, – говорит генеральный директор ООО «ДК Железнодорожного района «Южное» Николай Гурьянов.

– Появилась возможность вообще разговаривать с людьми. Был один случай, проводили большое собрание. Долго ругались, разговаривали на повышенных тонах. А потом встала одна женщина и нашла такие слова, которые люди сразу поняли…

По словам Михаила Сычёва, институт старших по домам будет только развиваться. Городские власти разработали программу, которая позволит уже с 2012 года обучать большее количество людей, желающих сделать свой дом более комфортным для жизни.