Штрафом ГИБДД угрожает в такой вот ситуации: машина выезжает с тротуара на проезжую часть.

Как показывает опыт, претензии инспекторов ГИБДД часто основываются, во-первых, на недостаточно твердом знании водителями тонкостей Правил дорожного движения, во-вторых, на их страхе перед человеком в погонах.

Несколько знакомых водителей рассказали похожие как две капли воды истории. В тот момент, когда они выезжали с площадки перед своим офисом, их останавливал инспектор ГИБДД, указывал на тротуар, по которому они проследовали, и требовал уплаты штрафа в две тысячи рублей.

Вернее, говорил, что выпишет квитанцию на эту сумму. Водители возражали, что они здесь работают и около офиса оставляют свои машины. «Что мы нарушили?» – «Вы проехали по тротуару», – был ответ.

От проезжей части тротуар отгорожен высоким бордюром, и в этом месте пересечь его невозможно. Метрах в 10-15 есть въезд во двор рядом стоящего дома и одновременно на тротуар, после чего – поворот на упомянутую площадку. Это единственный путь, через который на нее можно попасть.

Альтернативный – разве что спуститься на парашюте. То есть речь идет не о движении по тротуару, которое вменял водителям в вину инспектор, а о проезде к месту временной стоянки. Или о пересечении тротуара.

Когда в 2007 году были установлены крупные штрафы за «движение по тротуару», у водителей по всей России появилось много вопросов на тему, за что именно хотят штрафовать. Заместитель начальника департамента безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин созвал специальную пресс-конференцию, на которой дал пояснения правильного понимания и применения новых норм ПДД.

Ответил, в частности, и на такой вопрос: «Владимир Викторович, штраф за движение по тротуару у нас теперь составляет 2000 рублей, а за движение по обочине – 500 рублей. У людей возникает множество вопросов: что в данном случае считается движением?

Насколько много можно проехать по тротуару или обочине, если съезжаешь на них для остановки?».

Ответ Владимира Кузина был следующим: «Четко назвать цифру, сколько метров можно проехать до остановки, заехав на обочину или тротуар, конечно, нельзя. Например, если на тротуаре разрешена стоянка, но там высокий бордюр, а в десяти метрах от этого места есть въезд на тротуар, то, разумеется, можно заехать через этот въезд и проехать по тротуару десять метров, чтобы поставить машину… Разумеется, наказывать водителей по частям 1 и 2 статьи 12.15 Кодекса (об административных правонарушениях. – «СК») нужно не за остановку, а именно за движение по обочине или тротуару, когда их используют вместо проезжей части, то есть когда по ним объезжают «пробку» или совершают обгон».

Все грамотно и четко: «…то есть когда по ним объезжают «пробку» или совершают обгон». Ничего подобного в описанных нами выше случаях не было. Был проезд автомобилей к площадке, где они никому не мешали ни другим транспортным средствам, ни пешеходам. И эта ситуация на 100 процентов исключает предъявление водителям каких-либо претензий и уж тем более выписывание им штрафов.

Я далек от мысли, что инспектор хотел попросту пошантажировать водителей и, возможно, если удастся, взять с них мзду. Скорее всего, он и сам не до конца понимает детали применения санкции за «движение по тротуару». Водители же, сбитые страхом перед человеком в погонах с толку, зачастую не в состоянии спокойно объяснить инспектору суть статьи 12.15 КоАП и свою правоту. Но им, водителям, не нужно тушеваться, когда ситуация однозначна, когда въехать на площадку и выехать с нее можно, только проехав несколько метров по тротуару. Штраф за этот проезд незаконен, на что и указал в своем разъяснении зам. начальника департамента безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин. Его разъяснение учтут, надеемся, и в Ульяновской ГИБДД и перестанут давить угрозой неправомерного штрафа на нервы водителей и на их карманы.

Андрей Семенов