Партии явно переоценивают свои шансы на выборах в Госдуму в декабре. В первую очередь это касается «Единой России».

Недавно «СК» представил предвыборную ульяновскую панораму, которая сложилась на сегодняшний день.

Переговорил с лидерами областных партийных отделений, пообещавших показать в декабре лучшие результаты, чем в 2007 году.

Но более-менее реалистичным выглядит пока что только прогноз КПРФ, планирующей набрать 30 процентов голосов. У остальных партий не без проблем.

Гораздо более сложная ситуация по сравнению с выборами 2007 года – у ЛДПР (не говоря уж о 2003 годе, когда депутатом Госдумы от этой партии стал Юрий Коган). Звезда либерал-демократов в Ульяновске явно закатывается, хотя второе дыхание у нее могло таки открыться. Это когда координатором партии в области стал депутат Городской Думы Геннадий Бударин, активный и легко узнаваемый. Но случилось что-то между ним и Коганом, разгорелся конфликт, конец которому положил лично Владимир Жириновский, приняв сторону Когана. Бударин со сторонниками из партии вышел, и она окончательно потерялась. Нынешний глава областного отделения хоть и много лет депутатствует в Законодательном Собрании, но мало кому в области известен. На улице его не узнают, пожалуй, даже многие журналисты. Правда, областная организация ни на что на выборах в декабре, видимо, не претендует и потому не пытается положение исправить.

Со своими проблемами неожиданно столкнулась «Справедливая Россия», с тем отличием от ЛДПР, что ее проблемы пришли сверху. Какие-то истории закрутились вдруг вокруг лидера партии Сергея Миронова. Сначала он досрочно подал в отставку с главного партийного поста, потом его коллеги по питерскому Заксобранию поставили вопрос о замене председателя Совета Федерации. Даже если Миронов и удержится во главе Совфеда, неприятный осадок от попытки его смещения останется. Сменивший же Миронова во главе партии Николай Левичев абсолютно нехаризматичен и неубедителен. Все эти катавасии рискуют подорвать позиции справедливороссов, в том числе и в регионах, включая Ульяновскую область.

Но самые большие проблемы, конечно, у «Единой России», имеющей сегодня в Госдуме трех депутатов от Ульяновска. В конце года их число, скорее всего, сократится. И по общероссийским причинам (партия стремительно теряет популярность), и по чисто местным. На местном уровне «ЕР» только за последние месяцы наворочала столько, что уже тянет на полный провал в декабре. Это и всех доставшие тарифы на услуги ЖКХ, и заявление городских властей о поддержке предложения тепловиков поднять для жителей норматив потребления тепловой энергии, и попытки ликвидировать ульяновский трамвай, и введение нового порядка расчета арендной платы на муниципальные помещения, и порывы распродать все городское имущество, которое принадлежит вообще-то не мэру и не Городской Думе, а всем горожанам, и угрозы начать массовое выселение должников по квартплате, и т.д. Избиратели умнеют и начинают понимать, что исходят эти репрессивные инициативы от партии «Единая Россия», членами которой являются все чиновники.

На этом фоне малообоснованными выглядят надежды лидера Ульяновского отделения «Единой России» Игоря Тихонова выступить на выборах в декабре не хуже, чем четыре года назад. В интервью «СК» Тихонов сослался на опыт мартовских выборов в регионах, где «ЕР» взяла 377 мандатов из 547, «что составляет более 68 процентов от их общего числа». Об одном умолчал Игорь Викторович – о том, что «Единую Россию» спасли на этих выборах одномандатники, поскольку во многих регионах сохранилась смешанная избирательная система, при которой половина депутатского корпуса избирается по партийным спискам и половина – по одномандатным округам. Вот вторая половина и выручила партию. Но на выборах в Госдуму ее не будет – они проходят исключительно по партийным спискам, а рейтинг «ЕР» сейчас уже меньше 39 процентов.

Василий Мельник