Посмотрите на фото этого человека. Думаю, для большинства ульяновцев его лицо не скажет ни о чем. На первый взгляд, обычный мужчина средних лет с колючим взглядом…

А между тем, во многом именно благодаря этому человеку нашим губернатором является Сергей Морозов с его феерическими проектами. Зовут его Юрий Качмазов. До недавнего времени он носил гордый неофициальный титул автомобильного короля России. Однако в первую очередь он стал известен как один из отцов-основателей легендарной финансово-промышленной группы «СОК», которая была основана самим Качмазовым, Вадимом Перфильевым, Евгением Кормашовым, присоединившимся к ним Дмитрием Богдановым, а также (по слухам) двумя криминальными авторитетами Александром Литвинком по прозвищу Ниссан и Анваром Абдуразаковым. Что примечательно, практически все участники первоначального состава группы, скорее всего, имели прямое отношение к миру самарского криминалитета. Можно предполагать, что «СОК» изначально был основан самыми шустрыми представителями местной братвы.

Некоторые члены этой группы действительно пытались заняться легальным бизнесом, другие, по многочисленным сообщениям местных СМИ, стали специализироваться на захвате собственности, заказных убийствах и так далее. В общем, по всему выходит, что занимались они всем тем, чем обычно занимаются криминальные ОПГ.

Дела «СОКа» пошли в гору. Спустя какое-то время члены группы совместно стали контролировать несколько автосалонов и предприятий, выпускающих автозапчасти. Как говорят в Самаре, в случае необходимости прибегали к помощи тольяттинских группировок Владимира Вдовина (Напарника) и Шамиля Даниулова.

А теперь сделаем небольшое отступление и порассуждаем на тему «Морозов и «СОК». Почему-то в нашей области даже многочисленные недоброжелатели нашего губернатора никогда не обращали внимания на вот какую деталь в его биографии: Сергей Иванович крайне редко вспоминает о том, что когда-то был начальником Димитровградского УБНОН (Управление по борьбе с незаконным оборотов наркотиков). Странно, не правда ли? Сергей Иванович любит говорить о том, каким он был славным мэром в Мелекессе, любит порассуждать на тему разных «маниловских» проектов, любит гневно обещать открутить всем ульяновским чиновникам головы, а вот вспоминать о том, как он лихо бился с наркопреступностью в Димитровграде, почему-то не любит… Вроде бы, должность, что называется, на самом острие борьбы с наркомафией, да и ореол какой – борец с наркопреступностью. Однако молчит Сергей Иванович об этом периоде и все тут. Даже в предвыборной кампании 2004 года этот факт практически не использовался пиарщиками в нужном русле.

Позволю себе высказать собственную версию истории взаимоотношений «СОКа» и Морозова. Очевидно, знакомство Сергея Ивановича с «соковскими» пацанами состоялось как раз в период его управления Димитровградским УБНОНом. Эта должность просто несет в себе самый разнообразный спектр знакомств в самых разных сферах криминалитета. Надо отметить, что в силу своего географического расположения Димитровград всегда был «заточен» как раз-таки под Тольятти и Самару, а не под областной центр. Потому и немудрено, что именно в этот период завязались первые контакты Сергея Ивановича с «соковскими» пацанами. Ну а дальше получилось, как в типичное криминальной саге в стиле «Однажды в Америке». Карьера Морозова стремительно шла в гору, а параллельно с ним возрастал и «вес» его друзей-покровителей из «СОКа».

Росло их могущество, они обзавелись связями во всех органах власти своего областного центра. Малиновые пиджаки оказались в шкафах, как напоминание о «славном боевом прошлом». Самое интересное, что группа «СОК» занималась абсолютно всем, что может так или иначе принести доход: от ритейла до мостостроения, от электрощитков до стеклопакетов.

Вот лишь некоторые активы «СОКа»: автозавод «Ижавто» (52 800 автомобилей в 2005 году), «Рослада» (22 100 автомобилей), Димитровградский завод светотехники, Димитровградский завод радиаторов, Скопинский автоагрегатный завод, «Кинельагропласт» и так далее. Впечатляет, не правда ли? Прибавьте ко всему этому «добру» спиртовой завод в Тольятти, завод минеральной воды, страховую компанию с одноименным названием, целый ряд дорожных и транспортных предприятий.

Ну а к началу «нулевых» влияние группы выросло настолько, что просторы родной Самары стали им тесны… И, конечно, куда еще могли обратиться взоры группы, кроме как не на соседний Ульяновск?

Вот тут-то и пригодилось старое знакомство с тогда еще мэром Димитровграда. Одна важная особенность: часто пишут о том, что Морозов являлся креатурой группы «СОК» и вопрос «по губернатору» был согласован в Москве. Вряд ли. По слухам, «большие дяди» в Москве всего лишь «разрешили» представителям группы «СОК» попробовать протолкнуть своего человека на пост губернатора, а в случае ЕГО победы попробовать поиметь с этого свой гешефт.То есть это не был заочный карт-бланш на победу, а всего лишь небрежный кивок на возможную победу никому тогда не известного мэра провинциального городка.

Чем закончились выборы, мы все с вами знаем… Нельзя не отдать должное в данном случае представителям «СОКа»… Они не стали тупо скупать пол-Ульяновска, не стали заполнять город уродливыми застройками, а сделали все по-гениальному просто: взяли под себя весь госзаказ на строительство нового Волжского моста! Что самое интересное, этот вариант устроил абсолютно всех: и нового губернатора, не желающего особого афиширования своих контактов с «соковскими», и жителей Ульяновска, с тревогой ждавших экспансии «самарских» пацанов, и даже тех людей в городе-герое Москве, которые «давали добро»…

До поры до времени все шло хорошо. Губернатор правил, «соковские» богатели, сенатор от Ульяновской области Рустем Шиянов представлял нашу область в Совете Федерации. И тут произошел, что называется, «эксцесс исполнителя»…

Задумал Юра Качмазов и сотоварищи прибрать к рукам не абы что, а целый «ВАЗ»… Поставьте себя на место руководителей государства, которые вдруг узнают о том, что какой-то местный олигарх, невзирая ни на что, решил завладеть предприятием стратегического значения, как бы вы поступили?

И тут началось… Возбужденные уголовные дела в отношении сотрудников «СОКа», обыски, прекращенные поставки, разорванные контракты… Закончилось все тем, что совсем недавно следственным Комитетом МВД России был объявлен в розыск основной владелец группы «СОК» Юрий Качмазов, президент «СОКа» Андрей Фролов, первый вице-президент Юрий Амелин, в общем, весь топ-менеджмент компании.

«СОК» в самые короткие сроки был отодвинут от руководства заводом, а затем началась стремительная распродажа всех профильных и непрофильных активов компании. На данный момент, по мнению экспертов, группа «СОК» фактически прекратила свое существование как мощный холдинг, а личные перспективы топ-менеджеров и экс-владельцев в России сегодня равны нулю. Такой вот печальный вердикт.

Ну а нашему губернатору, по слухам, большие дяди дали строжайший наказ и директиву: никаких, понимаешь, контактов с «соковскими». Обратите внимание, примерно с 2007 года (когда начались главные неприятности «СОКа») представители этой структуры в ульяновском правительстве стали быстро вытесняться представителями местной бизнес-элиты, в частности, набирающим силу «АМС-групп» (Пинков, Елюкин и другие).

Такой вот финал «соковской» сказки, вручную сотворенный типичными героями 90-х – Качмазовым сотоварищи.

А лично мне чисто по-человечески интересно одно: какими глазами сейчас смотрят на нашего губернатора те, кто сделал его губернатором? Те, кому он всем обязан? А может, он отдал им уже все долги? Что и говорить, темны души тех, кто так быстро взлетел и упал с такой высоты…

Сергей РАШПИЛЬ