Еще в начале месяца в Интернете почти незамеченной прошла информация о том, что губернатор давно и всерьез задумывается о… статусе областной филармонии. Это может быть поводом насторожиться, даже если речь пока идет не более чем о мыслях вслух. Уж очень любят наши власти что-нибудь перекраивать – от тротуаров и труб водоснабжения в квартирах до решеток и трамваев – а людям живется все хуже. И потом – идея-то прозвучала не просто так, а в контексте очередного обсуждения темы «культурной столицы». Так что, похоже, что вопрос не праздный.

Оказывается, губернатор считает, что статус сего несчастного музыкального учреждения следует сделать более внятным. Что за нелепость? Нигде в стране существование филармоний под сомнение не ставят (по крайней мере, после «лихих 90-х»), и только поддерживают, а тут… Мол, на ее базе можно сделать некий «культурный инкубатор», причем почему-то для представителей культуры негосударственной. В этом смысле наш регион, видимо, опять претендует на звание одного из законодателей разрушения. Ну разве что неоднозначный пермский арт-деятель Марат Гельман, который в последнее время проявляет интерес и к ульяновским объектам, выдумал подобную «фабрику по производству культурной жизни» несколькими годами раньше, но это нас не совсем красит…

А ведь весьма странно, что губернатор ассоциирует местную филармонию – единственный в своем роде храм классической музыки – с местом, «в котором прощаются с известными гражданами». Да, старинное здание требует больших вложений, потому что много лет не ремонтировалось. Здесь стоит и уникальный немецкий орган, доставшийся нам в наследство от советских времен: не сохранить его для потомков было бы варварством, просто кощунством. А оркестровые коллективы – им и сейчас-то негде репетировать! Не повезло филармонии и с местом на оползневом откосе, так надо ли было провоцировать оползни, давая разрешение бизнесу «перепахивать» волжский склон?

Что же до заработков, то во всем мире классическая музыка является сугубо дотационным делом. Однако даже крохотные европейские городки считают возможным содержать собственные оркестры. Все понимают: без них культуры просто нет, это вопрос самооценки и престижа. И не надо гневно сравнивать симфонии со спектаклями, подсчитывая, кто больше заработал (как это было на первых «Губернаторских чтениях с Кириллом Разлоговым») – театр вообще дело другое. Одним фейерверки и миллионы, а другим только трещины и затрещины?! Несправедливо, право. Не все же, в конце концов, можно измерить «сребреником». Тем более стыдно говорить о прибыли в Ульяновске, вроде бы стремящемся стать «культурной столицей». Высокое искусство и фабричное производство «цыплят» («звезд», пирожков, пива, шоколадных батончиков, уазиков или дирижаблей) – большая разница. Ну и что, если на такие концерты ходит небольшое количество зрителей – публику-то еще воспитать надо. И не только на клоунских «инсталляциях» авангардистов-скандалистов. Что поделать, если у нас в регионе так мало интеллигенции (или ее представители зарабатывают такие мизерные деньги, что не могут позволить себе постоянно покупать билеты) – лишать встреч с прекрасным тех, кто еще чудом здесь остался?!

София МОРЖОВА