На минувшей неделе Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области был организован пресс-тур. Цель мероприятия – выявление недобросовестных ульяновских перевозчиков, не выполняющих правила перевозки пассажиров. По замыслу организаторов, проверка должна привести к «повышению качества и безопасности транспортного обслуживания жителей региона».

«Бригада» проверяющих отличалась своей мощностью: представитель РОСТРАНСА, начальник отдела министерства промышленности министерства промышленности и транспорта Павел Долинин, консультант отдела транспорта Ренат Сулейманов из все того же министерства, два представителя доблестного ГИБДД и представитель Константина Иваненко, председателя одного из комитетов мэрии.

Представьте себе тот тихий ужас, с которым побледневший водитель ульяновской маршрутки останавливался по взмаху жезла одного из проверяющих инспекторов. А проверять было что. До нормального и цивилизованного транспорта нам также далеко, как Гитлеру в 45-ом до Москвы…

Вот и он, первый маршрутчик! Слегка придя в себя от пристального внимания многочисленных телекамер, водитель ГАЗели достает права, регистрационную карточку, свидетельство о регистрации транспортного средства, техталон, доверенность… Затем он начинает судорожно объяснять: «Ребята, машина грязная, с утра был дождь». Но даже человеку, далекому от всего, что связано с автотранспортом, понятно: товарищу просто лень помыть свою машину.

Тормозим следующую маршрутку. Очередная ГАЗель отправила проверяющих в небольшой нокдаун. У водителя отсутствовала доверенность на право управления транспортным средством! Вы можете представить себе предел наглости водителя, который самому начальнику отдела министерства предъявляет чужую рукописную доверенность! Только вдумайтесь: за рулем транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров, оказался человек, который не имеет права управлять именно этим автотранспортным средством! А зачем вообще возить с собой чужую доверенность?

А ведь по словам Рената Сулейманова, консультанта отдела транспорта министерства промышленности и транспорта, требования к автоперевозчикам предъявляются достаточно серьезные. На каждой ГАЗели должны быть указаны номер маршрута, номера телефонов, по которым вы можете пожаловаться на водителя, координаты владельца маршрута, координаты организации, контролирующей движение автотранспорта.

Для большей объективности просим инспектора остановить один из автобусов ПАТП-1. Зрелище грустное: приблизительно в половину третьего дня абсолютно пустой автобус — только водитель и кондуктор. Казалось бы, с одной стороны, виноваты ульяновцы, предпочитающие забитые ГАЗели пустым автобусам. С другой стороны, совершенно очевидно: до тех пор, пока каждый ульяновец не будет точно знать, что долгожданный автобус приедет ровно через 15 минут, мы будем ездить на маршрутках. Они ведь всегда готовы отвезти опаздывающего горожанина в его пыльный офис.

Мы постоянно ругаем водителей маршруток, но совершенно забываем о том, что часто сами виноваты не меньше их. Что, к примеру, заставляет нас объявлять водителю вендетту до седьмого колена только за то, что тот останавливается на остановке, а не в десяти метрах от нашего дома?

По словам представителей власти, качество обслуживания пассажиров в основном зависит от владельцев маршрута. Есть, например, в городе маршруты, которые функционируют в областном центре уже с 2000 года. И ничего, все довольны: и пассажиры, и владелец маршрута. А вот на других творится Бог знает что. Захотел владелец ГАЗели выйти на маршрут – вышел, не захотел – остался дома. Захотел помыть машину – помыл, не захотел – так и будут ездить пассажиры в грязной маршрутке… В общем, кадры решают все!

В сфере пассажирских перевозок работают 4 030 автотранспортных средств, из них 55% категории М2 (автобусы ГАЗель, «Форд», «Пежо», «Ивеко») и 45% категории М3 (ПАЗ, «Богдан», ЛАЗ, ЛиАЗ), к тому же на территории области организованы 204 внутриобластных маршрута. Вот только порядка в перевозке пассажиров маловато.

Сергей РАШПИЛЬ