Монастырская жизнь – это совсем другой мир, некое государство в государстве. Здесь действуют другие законы, правила. В обители каждый занят своим делом, и в то же время все живут ради одной общей цели – служение Богу. Здесь никому не откажут в помощи, и каждый из нас может получить малую толику спокойствия и безмятежности, которые царят за монастырскими стенами. Всё, что для этого нужно сделать, это постучаться в ворота обители…

В поисках благодати

Когда мы приехали в Михаило-Архангельский женский монастырь, что в селе Комаровка Ульяновского района, нас поразила тишина, царящая на территории обители. Не было слышно ни резких звуков, ни громких голосов. Только местный сторожевой пёс оповещал своим громким лаем жителей монастыря: на территории чужие. Такое ощущение, будто бы в обители даже воздух другой. Хочется вдохнуть его полной грудью и просто стоять, любуясь на храм и вид, открывающийся на святой родник. Здесь всё по-другому. Время как будто останавливается. Не хочется никуда торопиться, думать о делах. А когда начинаешь говорить, сам не замечаешь, как голос твой становится куда тише, чем обычно. У людей, живущих в монастыре, нет этой вечной торопливости городских жителей и озлобленности. Словно, пройдя в монастырские ворота, ты оказываешься в другом мире. Мире, где нет места жадности, склокам, агрессии…

Несмотря на то, что жизнь в монастыре достаточно обособленная, обитель ни перед кем не закрывает свои двери. Люди в определённые дни могут посещать храм, расположенный на территории монастыря, или даже остаться на несколько дней в расположенной там гостинице. Можно пожить, помолиться, потрудиться во славу Божию.

– Мужчины могут остаться ночевать в монастыре только в исключительных случаях, как правило, это разрешается тем, кого мы давно знаем, – говорит благочинная монастыря, монахиня Зосима. – Женщины же могут пожить в монастыре некоторое время. Гостиница у нас бесплатная. Правда, при себе паломникам нужно иметь паспорт. Документы на время проживания в монастыре сдаются гостиничной сестре. Делается это в качестве меры безопасности, ведь мы не знаем, что за человек приехал – а вдруг у него мысли дурные…

Но человек, который приезжает в монастырь на паломничество, должен быть готов к тому, что то время, которое он проведёт в обители, ему необходимо будет соблюдать установленные здесь правила. Жить по распорядку дня, установленному в монастыре, и нести послушание – так называется труд, работа, которую выполняют приезжающие паломники. Но если у человека проблемы со здоровьем, никто не поручит ему тяжёлую физическую работу. Это может быть чтение псалтыря, дежурство в храме. Монахини могут попросить приезжих помочь на кухне, в огороде. Если же человек серьёзно болен, или это пожилая женщина, у которой просто нет сил, то никто не будет заставлять его работать.

Лечебница для души тела.

Как правило, паломников привлекает источник Святого Архангела Гавриила, расположенный на территории монастыря. Его святая вода явила не одно чудо. Но одно из произошедших исцелений просто поразило монахинь.

– Одного мужчину привезли к нам в инвалидной коляске, – рассказывает монахиня. – В воду его заносили, а назад по лестнице он поднялся на своих ногах. Это было настоящее чудо!

Многие страждущие приобретают в монастыре бальзам, который монахини варят в пост по старинному рецепту – из воска и святого елея. Когда они только начали его производить, то даже сами не предполагали, насколько это средство будет действенным. Сначала больные пользовались бальзамом при простудных заболеваниях. А потом люди стали рассказывать, что он помогает и при многих других недугах – например, при варикозах, заболеваниях суставов, ожогах… Одна женщина рассказала, что ей при помощи монастырского бальзама удалось вылечиться даже от рака груди. Сейчас в комаровскую обитель едут за бальзамом со всей России. Но, конечно, и монастырский бальзам, и святая вода, как и любая святыня, могут помочь только тем людям, в душе которых живёт крепкая Вера. Ведь, как бы там ни было, а монастырь – это, прежде всего, лечебница для души. И только через исцеление духа происходит исцеление тела. – Люди едут к нам за спокойа ем, благодатью, чтобы помолип привести мысли в порядок. Чп на какой-то момент остановит и подумать, в правильном ли t движутся направлении. Хотя и гда бывает и так, что челов приехавший в монастырь на к дней, остаётся здесь на всю жиз – вспоминает монахиня Зосима.

Призвание

Принять монашеский постриг о собен далеко не каждый челов Как правило, это таинство чёп делит жизнь на «до» и «после» пути назад здесь уже нет. Люди уходят в монастырь по р ным причинам. Одних манил особая атмосфера, что ца; в обители. Другие уходят мира из-за одиночества, v потеряв своих близких.

Причём монахини, де ствительно, живут, как он большая семья, разделяя д| с другом не только радос но и горе. Те сестры, котор тяжело больны или по друг причинам нуждаются в г мощи, могут быть уверень том, что монахини не оста! их наедине с бедой. Был даже такой случг когда одна девушка осталась обители насельницей. Через не» торое время к ней в гости приеха её сестра. И тоже решила, что судьба – монашество. Родственни девушек очень перепугались топ Решили, что они попали в секту, через некоторое время в монасть приехала погостить, а заодно г смотреть, как они тут живут, тётя. Так и она потом осталась, спустя некоторое время приеха и мать девушек.

Просто бывает так, что, ког человек приезжает в монастыг его мировоззрение меняется. То, ч казалось таким важным за пред лами обители – любовь, деиы карьерный рост – перестаёт имс значение. Человек понимает, что это всё суета, а его место здесь – в монастыре.

Но, как бы там ни было, принять постриг – решение не одного года. Чаще всего между приездом в монастырь и пострижением в монахини проходит большой срок. А есть и те, кто даже спустя десятилетия не сподабливается пострига. И на то может быть масса причин.

– Ведь недостаточно одного желания принять постриг, – продолжает монахиня Зосима. – Нужно получить на это благословление от настоятельницы монастыря и от епископа.

Далеко не каждый человек способен отречься от мирской жизни, от её благ и провести оставшиеся годы в труде и молитвах.

От ворот монастыря до мантии

Сначала пришедшая в монастырь женщина становится насельницей. Просто живёт в обители, работает, знакомится с монастырским бытом, присматривается к сестрам, а они к ней. Потом она становится послушницей и уже носит подрясник – первый элемент монашеской одежды.

Затем послушница получает статус инокини. Сестра не произносит монашеских обетов, но надевает рясу и готовится к постригу. И уже потом она этот постриг принимает и даёт три монашеских обета – послушания, целомудрия и нестяжания (отказ от имущества). И становится мантийной монахиней.

И уже потом она может стать схимонахиней. Как правило, это звание сестры получают в преклонном возрасте. Эти монахини уже не работают, не занимают административных должностей и не покидают пределы монастыря. Всё своё время они проводят в молитвах. Но схимонахинями становятся далеко не все сестры.

От зари до зари

Несмотря на то, что условия жизни в современных монастырях куда мягче, нежели лет 150 назад, нам, мирянам, монастырский быт всё равно может показаться достаточно тяжёлым.

Встают монахини рано. Первая служба начинается в четыре утра полуночницей и завершается литургией (в девять утра). Затем сестры отправляются на послушания (на работу). Причём, работа – это не только чтение молитв и псалтыря. При монастыре есть своё хозяйство. Сестры разводят крупный рогатый скот, птицу, рыбу в прудах, держат пчельники. В 10 утра все отправляются на обед. Затем вновь работать – до пяти часов, когда начинается вечерняя служба. А днём предусмотрено время на отдых (час или полтора), которое сестры могут использовать по своему усмотрению.

Вот и получается, что практически весь день сестры проводят в труде и молитвах. Но это не мешает им быть счастливыми. И монахини уже не мыслят себе жизни за пределами монастыря, вдали от этой благодати, спокойствия и тишины, которая нарушается разве что колокольным звоном…