За тысячи километров от Ульяновска, в географическом центре Азии, где две реки сливаются в единое целое, образуя Великий Енисей, стоит маленький городок Кызыл, центр Республики Тыва. Утром 17 мая там с нетерпением ждали приезда нового начальника местного управления наркоконтроля. А тем временем в Ульяновске прежний руководитель Тывинского Управления ФСКН за чашкой вкусного тывинского чая беседовал с журналистами «Молодёжки»…

– Уважаемый Александр Алексеевич, через два дня, 22 мая, исполнится ровно шесть месяцев с того дня, как Президент Российской Федерации назначил вас начальником УФСКН России по Ульяновской области, до этого вы четыре года занимали аналогичную должность в Республике Тыва. С чем связан перевод из Кызыла в Ульяновск?

– Хотя территория Республики Тыва в несколько раз больше Ульяновской области, само Управление наркоконтроля там меньше, поскольку население региона невелико. Но там есть свои специфические проблемы, связанные с большими зарослями дикорастущей конопли, которые и определяют наркоситуацию в республике. Работать приходилось очень много. Тем более, что всегда надо было учитывать и суровые природные условия, и недостаток транспортной инфраструктуры. Но работа в Тыве была очень интересной. Удалось создать абсолютно профессиональный и дружный коллектив, который на сегодня способен решать самые сложные задачи. Такая работа дала свои заметные результаты. Поэтому перевод в Ульяновскую область, на генеральскую должность, воспринимаю как своего рода повышение.

– А города Кызыл и Ульяновск сильно отличаются? Какой красивее?

– Думаю, города эти сравнивать нельзя, в каждом есть своя прелесть. Кызыл – город очень молодой и небольшой, примерно, как Димитровград. Стоит в очень красивом месте, на слиянии двух рек, в географическом центре Азии. Там впечатляющая природа, живущая в своём особом ритме. Горы, чуть дальше – леса, а ещё дальше – уже степи и барханы. Ульяновск же имеет свою многовековую историю, и по улицам и сохранившимся старинным домам это видно. Тут всё движется размеренно, начиная с медленного течения Волги и заканчивая сменой времён года. Но больше всего меня поразили два момента – реки, движущиеся в разных направлениях, и огромное количество красивых храмов, многие из которых уникальны.

– Судя по всему, Президент Российской Федерации доволен вашей работой. Как вы думаете, скоро ли мы сможем поздравить вас с очередным генеральским званием?

– Тут всё зависит от Господа Бога и Президента. Хотя, сказать честно, вопрос вызывает улыбку. Сомневаюсь, что Дмитрий Анатольевич вообще знает о моём существовании.

– Александр Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о том, о чём лучше вас никто не знает. Что представляет собой Ульяновская область в плане незаконного оборота и потребления наркотических веществ?

– Скажу так, до перевода в Ульяновскую область я тут не был ни разу, а посему знакомился со всем уже после назначения. Но очень быстро стало понятно, что обстановка с оборотом наркотиков в области – совершенно противоположна той, что была на моём бывшем месте службы.

В Тыве очень много полей дикорастущей конопли, и некоторые жители республики, чтобы как-то подзаработать, собирают её, перерабатывают и сбывают в соседние регионы. Но при этом проблема употребления наркотиков там не стоит очень остро. Героин в Тыве был редкостью, в основном – наркотики из конопли. В Ульяновске всё наоборот. Наркоманов очень много, и сидят они, в основном, на так называемых тяжёлых наркотиках. По статистике, за первые четыре месяца 2011 года на территории области зарегистрировано 3 885 наркоманов, из них 76 были выявлены в этом году впервые. Из оборота же на сегодня мы изъяли свыше 16 килограммов наркотиков, в том числе около 3-х килограммов героина, а это более миллиона доз! Кстати, последнее изъятие героина было на прошлой неделе…

– Вы сейчас назвали страшные цифры. Но для того, чтобы их лучше осознать, проведите, пожалуйста, параллели с соседними субъектами Федерации…

– Во-первых, стоит сказать, что Ульяновская область находится в окружении крупных и богатых центров – Самары, Казани. Нижнего Новгорода. Туда стекается большое количество наркотиков. Ульяновск к таковым не относится. К нам наркотики попадают уже позже. Но при всём при этом количество наркоманов у нас практически такое же, а иногда и выше, чем в крупных городах. В Ульяновской области за 2010 год было зафиксировано 4 264 человека с диагнозом «наркомания», в Саратовской области – 4 825, в Пензенской – 1 677, в республике Чувашия и того меньше – 1163! А самое страшное, что самым популярным наркотиком в Ульяновской области в последнее время стал дезоморфин. За 2010 год на территории 73-го региона было изъято 45,6% всего дезоморфина, изъятого на территории Приволжского федерального округа.

– Мало кто из граждан до конца понимает направления работы вашего управления. Не могли бы вы рассказать об основных из них?

– Наверное, как и у всех правоохранительных органов, основным направлением нашей работы является обеспечение безопасной и нормальной жизни обычных граждан. Если же говорить более конкретно, то можно выделить 3 основных направления нашей работы: противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактическая работа и координирование деятельности антинаркотической комиссии Ульяновской области.

Александр Алексеевич, каковы, с вашей точки зрения, причины того, что люди начинают употреблять наркотики, и что нужно делать, чтобы наркоманов было меньше?

– Наркомания – это, в первую очередь, болезнь души, отсутствие у людей какой-то веры или идеологии. Если человек не понимает, для чего он живёт, и не видит смысла в своём существовании, то рано или поздно он сломается. Нужно поднимать дух населения – через религию, через идею патриотизма. Увлекать молодёжь спортом и науками. Думаю, это единственный способ снизить уровень наркотизации. Ну и, конечно же, не стоит забывать о реабилитации уже существующих наркоманов.

– Нам известно, что вы как раз работаете над программой возвращения наркозависимых к нормальной жизни. Расскажите об этом подробнее?

– Реабилитация наркоманов – очень больная для России тема, которой озаботились на федеральном уровне ещё несколько лет назад. Дело в том, что на данный момент такого понятия, как возвращение наркозависимых к нормальной жизни, у нас просто нет. Максимум, что для этого делается – это откачать человека в период ломки, снять физическую зависимость и всё. А дальше наркоман отправляется в ту же среду, откуда пришёл, и всё начинается сначала. А ведь каждый наркоман – это опасность. Мало того, что он в поисках дозы может пойти на преступление, так он ещё подсаживает на наркотики до десятка здоровых людей в год. За рубежом наркозависимых судят, решая – сажать их в тюрьму либо отправлять на принудительное лечение, а после на реабилитацию, которая включает в себя общение со священнослужителями, психологами, а также предоставление работы и нового жилья.

– Александр Алексеевич, убедите наших читателей, любым примером, что употребление наркотиков является одним из самых страшных зол для человека…

– О том, что наркотики -это зло, знают уже все. Что же касается примера, то в Тыве был случай, который, наверное, ярче всех иллюстрирует то, что наркобизнес уничтожает в людях всё святое. Молодой парень увлекался выращиванием и продажей галлюциногенных грибов. Все лабораторные опыты он старательно фиксировал в двух тетрадях. В число «опытов» попала и его молодая жена, которую он сделал наркоманкой. На ней «грибник» опробовал свой криминальный урожай, тщательно фиксируя полученный результат от доз различного объёма. Этот негодяй, ласково называя супругу «котиком», подавал ей на десерт галлюциногенные грибы собственного производства. Затем по минутам описывал, как дыхание жены становилось переменчивым, руки и ноги холодели…

– Да, безусловно, пример убедителен. Однако, мы в ходе беседы выяснили, что наркоманов в Ульяновской области несколько тысяч. И не секрет, что многие из них хотели бы избавиться от зависимости. Что им делать?

– К сожалению, наркоманов, которые отдают себе отчёт в том, что им можно и нужно лечиться, очень мало. Таким, в первую очередь, стоит обратиться в наркологический диспансер за первой медикаментозной помощью. Там же, хоть и амбулаторно, действует программа реабилитации. Так что тем, кто действительно решил вернуться к нормальной жизни, надо использовать эту возможность.

– Говорят, у наркоконтроля есть даже свой спецназ. Кого туда берут и чем он занимается?

– Да, есть, как и у любого силового ведомства. Наш спецназ состоит из двух отрядов. Берут туда, в первую очередь, физически сильных и морально-устойчивых людей, ну и, конечно же, первоклассных специалистов. Например, среди наших бойцов есть снайперы и скалолазы, а также два кинолога с профессионально обученными овчарками. Кстати, на прошлой неделе наш пёс, с говорящей кличкой Абсент, нашел килограмм героина.

– А тайные агенты у вашего управления есть? Например, такие, как небезызвестная Анна Чапман во внешней разведке России…

– К счастью, таких провальных агентов, как Анна Чапман, у нас нет…

– Чем в выходные занимается главный наркополицейский области, и есть ли у него хобби?

– Основное моё хобби -это туризм. И, к счастью, моя семья меня в этом поддерживает. Мы очень любим ездить по интересным местам, а затем долго и кропотливо, до мелочей изучаем их историю. Сейчас мы активно изучаем историю Ульяновской области. А ещё я коллекционирую самовары.

– Кстати, ходят слухи, что ваша супруга у вас в подчинении, правда ли это?

– Не совсем. Она тоже работает в Ульяновском Управлении наркоконтроля, носит звание капитана, но не является непосредственно моей подчинённой.

– Ваши пожелания читателям «Молодёжной газеты»?

– Всем читателям «Молодёжной газеты» хотелось бы пожелать всего самого доброго и чтобы они никогда, ни при каких условиях, не теряли надежды на хорошее и светлое будущее.