Много пришлось пережить нашей природе за последний год, начиная с аномальной жары летом и заканчивая сильными морозами и ледяным дождём зимой. Интересно, а что творится в лесу сейчас?

О том, как восстанавливаются пострадавшие деревья, почему мутируют змеи, и зачем клещи подались из лесов в городские парки, нам рассказал Михаил Михайлович – рыбак, охотник и давний друг «Молодёжки». Меж собой мы его называем уважительно – Михалыч.

Как перезимовал лес

Этой зимой всему лесному народонаселению, начиная с птиц и заканчивая зверьём, пришлось как никогда тяжело.

– Подумайте сами, – начал рассказ Михалыч, – снега выпало море, сугробы были до полутора метров. По лесу зверю вообще не пройти. Волки в поля подались. Там их охотники на снегоходах и постреляли. Ведь зверь на открытом пространстве – лёгкая добыча. Лисе тоже охотиться невозможно стало. Как тут добычу преследовать, если и передвигаться по сугробам сложно. Поэтому рыжие в сёла повадились ходить. Много таких случаев этой зимой было…

Когда снег покрылся ледяной коркой, ещё хуже стало. Здесь уже не только зверьё, но и птицы пострадали. Например, тетерева и глухари. Они же в снегу зимуют. Вылезут на свет божий, с берёзы кору пообдирают и опять в сугроб ныряют. Проделают себе там нору поглубже, чтобы лиса не нашла, и отсиживаются до следующей вылазки. А из-за этой корки кто-то из них укрыться не смог, кто-то пострадал при попытке этот лёд пробить, а другие, наоборот, выбраться не смогли.

Тяжело пришлось и деревьям. Ледяная корка, которая их покрыла, поломала много стволов.

– Одним зайцам и косулям красота была. Они вообще-то зимой кору на деревьях обгладывают, а тут столько тонких веточек нападало. Ешь – не хочу! Даже утруждаться не надо, – продолжает Михалыч. – Конечно, в таких условиях из-за льда и большого слоя снегов они для волков лёгкая добыча, но волков-то нет уже практически. Вот они и перезимовали на славу. И сейчас продолжают в том же духе. Ведь по сей день немало деревьев, до земли согнутых, так что за вкусным обедом далеко ходить не надо.

Погибшие деревья спасли целый лес

Глядя на то, что творится сейчас с деревьями по всей области, невольно приходишь в ужас. Слёзы наворачиваются на глаза, когда видишь согнутые берёзы, которые из последних сил зазеленели, чёрные остовы погибших деревьев и высохшие, пожелтевшие вековые сосны. Однако, всё не так страшно, как нам кажется.

– Погибло всего процентов пять всех деревьев, – успокоил нас Михалыч. – А столь критичной ситуация нам кажется из-за того, что пострадали те растения, которые на виду, с краю – опушки лесов и лесопосадки. Но если вы зайдёте в лесную чащу, то сами увидите, что там пострадавших растений куда меньше.

Так уж повелось, что деревья, которые растут по кромке лесов, в критический момент погибают, защищая те, что стоят за ними. В жару они дают им тень, сохраняют для них влагу в почве, а в мороз и ветер принимают на себя львиную долю снега, града, ветра. Да, они погибают, но тем самым спасают жизнь другим.

Сейчас лес потихоньку приходит в себя. Частично пожелтевшие сосны всё же дали «свечки» (почки), что говорит о том, что у дерева достаточно сил и оно, скорее всего, выживет. А вот с согнутыми берёзами всё намного сложнее. У многих из них ветви очень сильно наклонены.

Здесь уже одно из двух – либо дерево так и будет расти дальше, либо его сломает ветер.

– В общем, если это лето выдастся хорошим, то большинство из пострадавших растений выживут, – говорит Михалыч. – А оно хорошим должно быть. Так как весна затяжная в этом году была, значит, лето будет нормальным, не слишком жарким и не слишком холодным. Если же лето опять будет очень жарким, то я уже не рискну давать хорошие прогнозы…

Человек природе – враг

Михалыч уверен, что смена климатических условий – это, прежде всего, вина человека:

– Ни одна аномальная жара не погубила такое количество деревьев, сколько человек. А наши полёты в космос, сотовая связь, огромное количество автомобилей и промышленные предприятия-гиганты, загрязняющие атмосферу? Неужели сильные мира сего не понимают, что это нарушает природный баланс. И что все эти климатические буйства и катаклизмы – ни что иное как месть планеты человеку за то, что тот возомнил себя богом. Природа словно говорит нам: да, вы можете вырубать деревья, да, вы можете осушать озёра и реки, можете даже загадить все леса и водоёмы бытовым мусором и промышленными отходами, но вы не можете противостоять стихии. Вон землетрясение в Японии. Высокотехнологичная страна. Всё при ней. А сильно им помогли все их научные разработки и технические новинки? Ни предсказать его за долгое время не смогли, ни предотвратить…

Вот и получается парадоксальная ситуация. С одной стороны, все мы боимся конца света, а с другой -делаем всё, чтобы ускорить его наступление.

– Хотя, на мой взгляд, всеобщего конца света не будет, – говорит Михалыч. – Это вообще понятие индивидуальное. Вот помер ты – и получай твой личный апокалипсис. Просто у нас со временем будет всё больше и больше природных катаклизмов, с которыми нам будет всё труднее справляться, и в которых будет гибнуть всё больше и больше людей.

Конечно, мы сейчас уже не сможем сделать шаг назад и отказаться от плодов технического прогресса в пользу сохранения природы. Но есть вещи, которые в руках каждого из нас. Огонь, например, губит больше деревьев, чем все морозы вместе взятые. А сейчас из-за большого количества сухостоя в лесах и вовсе одного непотушенного окурка хватит, чтобы начался грандиозный пожар. Так будьте осторожны с огнём в лесных массивах. Не засоряйте природу. Не оставляйте в местах отдыха мусор. Берегите то, что имеете, так как рано или поздно наступит момент, когда нам придётся ответить за всё, что мы сделали с природой. И нашим праправнукам придётся жить уже не среди озёр, лесов и рек, а в степи, где не будет ни одного кустика или деревца…

Клещ – всему голова

– Взять даже такую простую вещь, как обработка леса от клещей. Казалось бы, какая мелочь, ан нет! Уже одно это многое меняет, – уверен Михалыч.

В советские времена, до 90-х годов, соответствующими составами опрыскивались все лесные массивы на территории области. Тогда многие леса практически опустели.

Потом перестали опрыскивать, и лес стал потихоньку меняться. В нём развелось больше разной живности: птицы, змеи, ящерицы… Всем им жилось на удивление комфортно. И тем же самым клещам в первую очередь.

Но потом грянуло лето 2010, а за ним зима 2011. И сейчас не только сам лес пытается прийти в себя после природного ненастья, но и обстановка в нём так же изменилась. Он вновь пустеет.

– бее городские жители сейчас на клещей жалуются. Мол, обосновались в парках да во дворах! А куда им бедным деваться? В лесу зверя толком нет – есть нечего. Вот они и отправились в город, у вас-то еды много, жуй от пуза! – шутит охотник. – А если серьёзно, той в лесах сейчас этой твари немало. Бывало, я штук по 16 с себя снимал уже присосавшихся. Но здесь вам может помочь только осторожность. Идёте в лес – надевайте плотную одежду, закрывайте голову. И будьте особо бдительны в чернолесье – этим гадам там особо нравится, в теньке.

Слуги тьмы

Тенёчек также очень любят змеи. И печально известные гадюки в том числе. Кстати, их в наших лесах с каждым годом становится всё больше.

– В советские времена, когда лес против клещей опрыскивали, их было меньше – за год 2-3 увидишь. А теперь и за день порой больше встретишь. С одной стороны, это, конечно, радует, ведь наличие змей говорит о хорошей экологии. Но радость эта лишь теоретическая. В городе хорошо размышлять на такие темы, а вот в лесу эту тварь встретишь – по-другому запоёшь…

Есть мнение, что аномальная жара привела к тому, что начались мутации змей. И якобы сейчас лесные гады становятся похожи на своих степных собратьев, и их яд становится более сильнодействующим. По крайней мере, некоторые специалисты утверждают, что количество смертей от укусов змей увеличилось.

– Самое неприятное, что из-за того, что их становится много, они уже к людям начали ползти, – говорит Михаил Михайлович. – И, возможно, скоро у нас будет, как на юге. Я сам из Краснодара, и у нас эти змеи во многих домах на чердаках обитали. Мы их называли «чердачницы» или «воробьятни-цы», потому что охотились они в основном на мелких птичек.

Успокаивает то, что сама змея, если вы встретите её в лесу, на вас никогда не нападёт. Чаще всего, если гадюки и кусают людей, то только когда те на них наступают. Поэтому, гуляя по лесу, тщательно смотрите под ноги. И будьте осторожны, собирая лесные ягоды. Гадюки часто сидят в кустах малины. Они обожают места в тени, где сыро и прохладно.

– Поэтому, если кустарник плохо просматривается, руку туда не суйте – не известно, что оттуда вытащите, – смеётся Михалыч. – И самое главное – увидев гадюку, не тыкайте в неё палкой. Это только увеличит вероятность нападения. И вообще, отдыхая на природе, будьте внимательны. Всякое бывает. Мне вот на рыбацкий стан жена принесла пакет с хлебом. Я его через некоторое время открыл, заглянул внутрь, а там – змеюка! Свернулась клубочком, отдыхает. А если бы я туда, не глядя, руку сунул? Кстати, южные кошки за змеями охотились, а вот ульяновские мурки что-то их не ловят. По крайней мере, я ни разу не видел, чтобы они при мне змеёныша котятам притаскивали.

– А вообще, конечно, лес, по сравнению с предыдущими годами, ощутимо опустел, – сказал напоследок Михалыч. – Однако моё личное мнение: если эти лето и зима нормальные будут, то к следующему году всё наладится. И деревья силы восстановят, и зверьё расплодится. Ведь как бы там ни было, а лес он и есть лес. И пока есть деревья, в тени которых можно спрятаться, следы зверей, которые можно найти в чаще, и птицы, пение которых можно послушать – лес живёт. А природа – она куда мудрее нас. У неё всё продумано на сто шагов вперёд. И пусть сейчас сократилась популяция многих зверей и птиц. Пусть часть деревьев погибла. Но пока стоит лес, не всё потеряно. Пройдёт несколько лети всё вернётся на круги своя. Это ведь человек – существо смертное, примитивное. А лесной массив – это целый организм, который, в отличие от нас, прожил на этом свете не одну сотню лет и столько же ещё проживёт, причём тогда, когда нас давно уже и в помине не будет…

Валерия КАЗАКОВА