В течение последних пяти майских дней хотелось раздвоиться, а то и расстроиться: невозможно было попасть сразу в три-четыре места, где происходили творческие встречи и показы кинофестиваля «От всей души».
По определению заслуженного артиста России Владимира Гостюхина, ульяновцы увидели фильмы, «лишенные современного омерзения».
От «Соляриса» до Гоголя
Говорить о фестивале можно очень долго, потому обозначу лишь некоторые его события. По сути, фестиваль начался со встречи с дочерью великого режиссера Сергея Бондарчука Натальей Бондарчук. Актриса, сыгравшая роль Хари в покорившем зрителей множества стран мира фильме Андрея Тарковского «Солярис», уже много лет занимается режиссурой.
Она – автор более 25 документальных и семи полнометражных фильмов.
Более десяти лет отдала золотому веку России, сняв фильмы о Жуковском, Лермонтове, Чехове, Пушкине. На наш фестиваль она привезла киноленту «Гоголь. Ближайший». Под словом «ближайший» имеется в виду персонаж на картине Александра Иванова «Явление Христа народу», который стоит ближе всех ко Христу и которого Иванов писал со своего друга Николая Васильевича Гоголя. Этот факт и стал определяющим для режиссера, создавшего довольно спорный фильм о «своем» Гоголе, вроде ищущем путь к вере, но на этом пути очень дерганом, больном душевно и физически.
Обаятельный негодяй
Если бы у фестиваля был приз «Самый обаятельный актер», его следовало бы разделить между Всеволодом Шиловским и Сергеем Пускепалисом.
Этой чертой – обаянием – Шиловский наградил даже тех негодяев, роли которых он сыграл в кино и во МХАТе, о разделе театра он сожалеет – если не сказать «скорбит» – до сих пор и называет его «преступлением века». Сейчас в его жизни первое место занимает работа с актерами: «Я всегда говорю им: «Подумайте, куда вы идете: это же с 17 до 70 лет стоять на паперти: «Подайте роль!». Сыграть актеру ту или иную роль он помогает, опираясь на убеждение: «В каждом из нас намешано все, что может быть в человеке, – и любовник, и убийца, и вор. Нужно только вспомнить, например, как ты воровал конфеты в детстве, и усилить это воспоминание». Как одно из дерзких событий в своей жизни Всеволод Николаевич вспоминает эпизод, случившийся во время работы над фильмом о том, как Горбачев «выкинул» из правительства Гейдара Алиева. Снимавшего эту картину Вагифа Мустафаева тогда «травили», и Шиловский решил ему помочь. Он записался на прием к Алиеву, и в резиденцию президента Азербайджана пришла вся съемочная группа – артисты, загримированныев членов политбюро во главе с Горбачевым-Шиловским, операторы, режиссер… Встреча вопреки регламенту длилась три часа, и поскольку об этом событии рассказала вся пресса, травля Мустафаева прекратилась.
– Но жизнь – самый великий режиссер, – усмехается Шиловский. Несмотря ни на что, фильм так и не был показан.
Свой парень
Если Шиловский говорил с публикой, как учитель, то исполнитель роли одного из двух главных героев фильма «Как я провел этим летом» Сергей Пускепалис был на сцене почти «своим парнем». Он с теплотой отозвался о нашем театре, поскольку здесь работают его однокашники Юрий Морозов и Владимир Кустарников – выпускники Саратовского театрального училища. При этом он категорически не согласен с ульяновской версией «Трех сестер» Чехова эту пьесу сам он «разгадывал» семь лет и ставил в Ярославле целый год.
Известный по ролям в кино, Пускепалис большую часть времени отдает режиссуре. Так, он «довел» до «Маски» Магнитогорский и Ярославский театры. При этом признался, что поначалу полагал, что быть главным режиссером – это как выйти погулять.
Проработав с коллективами разных театров, понял, в чем заключается счастье режиссерской профессии: «Счастье, когда актеры используют тебя в своих целях, когда они вампирствуют». Сейчас Пускепалис завершает работу над постановкой в МХТ имени Чехова спектакля по пьесе Евгения Гришковца «Дом»: «Наконец-то у него появилась пьеса, из которой можно сделать нормальный спектакль без «гришковчатины».
Свой ироничный тон по отношению к модному сейчас писателю он объясняет исключительно уважением и дружеским расположением. Самого Пускепалиса можно увидеть в фильмах «Простые вещи» Алексея Попогребского и в пока еще снимающемся «Метро» Антона Мегердичева по одноименному роману Дмитрия Сафонова. Сам же Сергей через год надеется приступить к съемкам фильма «Выживший» по роману «Первое второе пришествие» Алексея Слаповского, в соавторстве с которым уже поставил несколько спектаклей.
Кино без попкорна
Событием для Ульяновска стал визит знаменитого режиссера и актера Станислава Говорухина. Как выяснилось, в юности он провел в нашем городе два года, и сейчас ему особенно обидно видеть вместо мощной быстрой Волги с чистой водой грязную реку. Обидно ему и за общий вид города: «Из всех волжских городов от сталинско-хрущевского вмешательства менее всего пострадала Казань, более всего – Симбирск».
Кинофестиваль не только дал ульяновцам возможность посмотреть причем бесплатно – более десятка фильмов, на которые можно было сходить всей семьей, не только встретил нас с интереснымиартистами и режиссерами. По тому, как о фестивале заговорили, стало ясно: любители кино будут искать новые возможности посмотреть хорошие фильмы.
Что любопытно, среди людей, имеющих самое непосредственное отношение к киноиндустрии, мнения о том, должно ли быть кино «высоконравственным», разделились. «Да» – по мнению Владимира Гостюхина, «нет» – считает Сергей Пускепалис. Хорошее кино не дают снимать государство, не финансирующее кино, и продюсеры, предъявляющие собственные требования к кино. Между тем, как уверяет Говорухин, он может и снимает то кино, посредством которого он публику воспитывает и пробуждает в человеке благородные порывы. «Но вы мои фильмы в кинотеатрах не увидите, – разочаровал ульяновцев режиссер. – Потому что современная молодежь ничего не воспринимает, кроме аттракционов и попкорнового кино, не следит за логикой, не видит мысли, не осознает диалога». Говорухин порекомендовал несколько фильмов других режиссеров, которые, возможно, читатель сумеет найти и посмотреть: «Зона турбулентности», «Человек у окна», «Неадекватные люди».
Анна Школьная