Магией далеких веков наполнились на этой неделе залы Музея народного творчества. В них разместилась выставка национального костюма Чувашии – собрание не просто нарядов, но и древних смыслов, и исторических загадок.

«Народ в серебряном одеянии» – такое название получила эта экспозиция, предоставленная ульяновскому музею на несколько дней чувашскими коллегами. Выставка будет работать до 15 июня, но серебряные украшения на ней можно будет увидеть лишь на этой неделе.

Само название экспозиции манит любителей красивых предметов, и не напрасно: на ней представлено немало образцов старинных изящных серебряных украшений, которые были неотъемлемой частью нарядной одежды поволжского народа.

Но по одежке встречают, а провожают по содержанию. Полюбовавшись красотой нарядов, стоит постараться вникнуть в значение их узоров и смысл дополняющих их украшений. Традиция пришла из глубины веков. В ней каждый узор и каждый предмет имеют значение, в настоящем смысле, магическое.

Заведующий отделом Государственного чувашского художественного музея, исследователь чувашского костюма и искусства Геннадий Иванов-Орков, рассказывая об экспозиции, обращает внимание на важную особенность чувашского национального костюма. Изящным его делают не только серебро и звон монет, использовавшихся в различных предметах одежды, но и уникальная техника вышивки. Орнамент, вышивавшийся на традиционно белом фоне, был как будто прозрачным – не закрывал полностью холст. Такому подходу к украшению одежды находится историко-географическое объяснение. Эта особенность отличает костюм чувашей, живших в лесостепной зоне, от соседей, к примеру – от мордвы, обитавшей большей частью уже в лесах и «прозрачности» вышивки уже не допускавшей.

Если эту особенность национального костюма можно объяснить связью с землей, то другим объяснением послужит связь с космосом. Главнейшие элементы чувашского орнамента – древо жизни и знак солнца, образующие космогоническую символику. К примеру, представленный на выставке мужской наряд украшает орнамент-квадрат с углами на плечах, спине и груди, центр которого приходитсяна голову – схема мира, берущего человека под свою защиту.

Защита от врагов и привлечение на сторону хозяина магических чар вообще одна из главных задач национальных украшений, возникшая множество веков назад. Именно ей служат сложные орнаменты, а также различные детали. Те же серебряные монеты в украшениях для чувашей несут магический смысл. Что уж говорить о включавшихся в наряды кораллах и раковинах каури, о пути которых в среднюю полосу России до сих пор спорят историки. Попадавшие в Поволжье издалека предметы не могли не быть волшебными.

Вкладывавшиеся в узоры и украшения много веков назад тайные смыслы живут и до наших дней. В 1920-е годы чувашский национальный костюм стал вытесняться обычной городской одеждой, но тогда же появились первые собиратели и исследователи старинной одежды. И прошедший с того времени век не отдалил народ, вышедший из серебряного одеяния, от его традиций. Чувашский обрядовый костюм жив до сих пор.

Его используют не только фольклорные коллективы, но и рядовые представители народа – старинную магию они хранят и сейчас.

Лидия Пехтерева