Так считает прокуратура.

Очередной коррупционный скандал разгорелся на прошлой неделе вокруг областного Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии. Его чиновники сдали в аренду для заготовки древесины несколько лесных участков, относящихся к Сурскому зоологическому заказнику, хотя, по мнению прокуратуры, любая хозяйственная деятельность там запрещена законом. Однако, как выяснили журналисты «Молодёжки», всё далеко не так однозначно…

Заказник

Сурский зоологический заказник создан в 1985 году для сохранения редких видов животных. Там, в междуречье Суры и Барыша, на площади в 22 тысячи гектаров, обитают лось, кабан, куница, барсук, медведь, серый журавль, орел-могильник, лебедь-шипун, глухарь. Некоторые представители фауны занесены в Красную книгу. Когда-то в заказнике велась активная научная работа, за состоянием популяции зверей и птиц следили егеря. Но несколько лет назад функции надзора над заказником передали Россельхоз-надзору, егерей оттуда убрали, ликвидировали штат, и заказник постепенно пришёл в запустение. Некому стало подсыпать соль для лосей, содержать подкормочные площадки. Однако статус заказника федерального значения за этой территорией сохранился.

Закон

Из-за этого-то статуса весь сыр-бор и разгорелся. Федеральный закон гласит, что правила пользования каждым конкретным заказником определяются специальным документом – положением, утверждённым федеральным министерством. Положение о Сурском заказнике утверждено в 2003 году и подписано тогдашним министром сельского хозяйства России Алексеем Гордеевым. Согласно документу, в заказнике запрещена любая хозяйственная деятельность, наносящая вред природе. Прокуратура Ульяновской области провела проверку и сделала вывод, что, несмотря на запрет, на территории заказника ведётся заготовка древесины. Нанесённый в результате этого ущерб оценивается аж в 55 миллионов рублей! Однако в том же самом Положении о Сурском заказнике оговаривается, что рубка леса категорически запрещена только на особо защищенных участках – в местах глухариных токов, барсучьих поселений, гнездования редких хищных птиц, а также в 200-метровых полосах по берегам рек, заселённых бобрами. А там, как утверждают чиновники минлесхоза и арендаторы, рубка леса и не ведётся!

После разразившегося скандала в редакцию «Молодёжки» пришёл директор департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Владимир Бузоверов. Он уверен в необоснованности претензий прокуратуры к его ведомству:

– Ещё в 2004 году в заказнике проводилось лесоустройство, определившее план хозяйственных мероприятий на 10 лет. В 2008 году был проведён, как того требует закон, открытый аукцион. Его выиграли две компании-лесозаготовителя. Федеральная антимонопольная служба и все прокуратуры тогда контролировали торги и никаких нарушений не выявили. Мы следим, чтобы лес рубился только в отведённых для этого местах.

Нам удалось связаться с одним из бывших егерей Сурского заказника Геннадием Блинковым.

– Лес в заказнике рубить можно, только осторожно! Взамен срубленных деревьев – сажать новые, – сказал он. – А вообще, главная проблема заказника в том, что он остался бесхозным. Туда штат нужен, люди, которые бы за лесом следили. А то мы старое разрушили, а нового ничего не построили…

Арендаторы

Лесозаготовками в Сурском заказнике занимаются Лавинский производственный участок ООО «Сурский лесхоз» и ООО «ЛЗУ». За звучными названиями скрываются небольшие деревообрабатывающие заводы в сёлах Лава и Большой Кувай Сурского района. Они на сегодняшний день – единственные, кто ухаживает за лесом.

– Мы занимаемся восстановлением лесов, охраной их от незаконной рубки, защитой от вредителей, тушением и профилактикой пожаров, – рассказал нам зам директора ООО «Сурский лесхоз» Александр Кувшинкиков. – Содержим питомник с саженцами, чтобы засевать вырубленные участки леса.

Кроме того, если в заказнике запретят лесозаготовительные работы, возникнет ещё одна проблема. Дело в том, что в указанных выше сёлах нет почти никакой работы, кроме лесозаготовок. Из Лавы в лесу работают 25 человек, из Большого Кувая – 45.

– Если в заказнике запретят рубить лес, то всех сотрудников придётся уволить, – сетует Кувшинников. Интересно кому мы так помешали, что за нас взялась прокуратура ? Ведь лес там всегда рубили, а незаконно это стало только сейчас…

Может, и впрямь неспроста разгорелся этот скандал? Ведь власть в областном минлесхозе недавно сменилась, а новая метла, как известно, метёт по-новому. Можно предположить, что в ведомстве идёт перераспределение сфер влияния и определённых неугодных чиновников попросту подставили.

Как бы то ни было, материалы прокурорской проверки уже переданы в следственные органы. Возбуждено уголовное дело по статье 262 Уголовного кодекса «нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов». Точку в споре «прокуратура-минлесхоз», скорее всего, поставит суд. Он же решит, на законных ли основаниях в 2008 году (тогда министром лесного хозяйства был, между прочим, прославившийся недавно громким скандалом Вячеслав Кублик) переданы в аренду участки леса Сурского заказника. Однако, нужно помнить, что, если в заказнике запретят лесозаготовительные работы, около сотни людей останутся без средств к существованию, а с карты Ульяновской области могут исчезнуть ещё два села…

Виталий АХМЕРОВ