Единственной инстанцией, которая поможет неходячему инвалиду первой группы Андрею Шатрашанову получить санаторно-курортную путевку по профилю его заболевания, может стать только суд. Туда его жена Валентина до последнего не хотела обращаться, так как все надеялась на справедливость и человечность чиновников министерства труда и социального развития Ульяновской области.

В суд и обратился знакомый семьи Шатрашановых, тоже инвалид-колясочник со спинальной травмой, Егор. Он, так же как и Андрей, не смог, причем не один раз, добиться в региональном министерстве труда и социального развития санаторно-курортной путевки по профилю заболевания. Суд встал на сторону Егора и обязал чиновников министерства приобрести путевку туда, куда предписывает индивидуальная программа реабилитации инвалида. То есть в профильный санаторий на море.

В конце апреля нынешнего года «СК» опубликовал заметку «Инвалидов избавляют от путевок», где рассказывалось о том, как Валентине Шатрашановой приходится биться с расставляемыми чиновниками препонами за реабилитационную путевку, которая положена ее мужу-инвалиду по закону. Пять лет назад он попал в дорожно-транспортную аварию, получил тяжелую спинно-мозговую травму. С тех пор ходить не может. Его интересы защищает жена, у которой, кроме мужа, на руках еще двое детей. Дело в том, что в России существует только несколько профильных санаториев, где все продумано для реабилитации спинальных больных. А в региональном министерстве труда и социального развития путевки дают туда, где для инвалидов ничего не приспособлено. Поэтому два раза пришлось отказаться от путевок в Тамбовскую область и Набережные Челны.

В Татарии по санаторной путевке побывал знакомый Шатрашановых – инвалид-колясочник Дмитрий. Промучился там двое суток: пандусов нет, в лифт коляска не заходит, процедурные кабинеты – на верхних этажах и прочее. Не выдержал такого издевательства, взял такси и вернулся в Ульяновск.

В ответ на публикацию в «СК» «Инвалидов избавляют от путевок» в редакцию и Валентине пришли одинаковые письма из регионального министерства труда и социального развития за подписьюминистра Анатолия Васильева. В них подтверждается, что Андрей Шатрашанов от двух путевок – в Набережные Челны и Тамбовскую область – отказался. А также сообщается то, что «в 2011 году победителем конкурса по закупке путевок на санаторно-курортное лечение по профилю «заболевания и последствия травм спинного мозга» стал санаторий «Инжавинский» (Тамбовская область), с которым заключен государственный контракт от 1.04.2011 года на закупку 24 путевок (12 из них – для сопровождающих лиц).

Позволить себе поехать на лечение в Тамбовскую область Шатрашановы не могут. И это не каприз. Чтобы только добраться до места, нужно сделать четыре пересадки!

«Наши мучения трудно понять тем, кто, слава Богу, через это не прошел, – рассказала Валентина. – Ведь для инвалидов у нас ничто не приспособлено – ни поезда с их узкими проходами, ни автомобильный транспорт. Сама коляска весит 30 килограммов, муж – около 80-ти килограммов. Нужно всех просить о помощи. Когда-то нам помогали за шоколадку, а теперь только за деньги. Один человек мужа не поднимет, нужны два, значит – двести рублей. Чтобы добраться до санатория, ничего не предусмотрено, только на перекладных. Здоровому-то человеку было бы нелегко, а инвалиду?».

Наплакавшись и настрадавшись, пока ходила по кабинетам чиновников, Валентина решила последовать примеру Егора и тоже подать в суд с требованием от регионального министерства труда и социального развития приобрести профильную санаторно-курортную путевку в Самарской области, куда можно добраться без всяких пересадок и где для больных предусмотрен максимальный комфорт. Есть надежда, что суд заступится за Андрея Шатрашанова. На днях должно быть вынесено судебное решение и по аналогичному заявлению инвалида-колясочника Дмитрия. Он тоже верит в справедливость.

Евгения КУЛАГИНА