Выставка, посвященная творчеству создателя русского модерна в архитектуре Федора Осиповича Шехтеля, открылась в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска».

Федор Шехтель (1859-1926) в Симбирске никогда не был и прямого отношения к нашему городу не имел.

Однако даже беглого взгляда на фотографии его работ достаточно, чтобы понять, почему выставка приехала именно к нам. Настолько очевидно родство взглядов на архитектуру обоих Федоров Осиповичей – Шехтеля и Ливчака. «В отличие от других представителей Санкт-Петербургской школы Ливчак своим творчеством обязан Шехтелю, создавшему неорусский вариант европейского стиля модерн, соединившего элементы русского зодчества с западноевропейским стилем», – считает Евгения Кириченко, гостья Ульяновска, автор вступительной статьи к переизданной и дополненной монографии о Шехтеле. Две книги москвичи подарили заповеднику «Родина Ленина» и Дворцу книги.

Фильм, показанный по телеканалу «Культура» и привезенный в Ульяновск, рассказывает о том, как судьба то возносила Шехтеля, то швыряла его в нищету. Он рано лишился отца, жившего с семьей в Саратове, но его мать сумела устроиться в Москве экономкой в семье знаменитого купца, основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича Третьякова. Постепенно Шехтель познакомился с Николаем и Антоном Чеховыми, Исааком Левитаном, Михаилом Врубелем, Михаилом Лентовским, Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. С Чеховым его объединял тот факт, что архитектору-недоучке (Шехтель проучился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества всего два года) и врачу, начинающему пробовать себя на литературном поприще, приходилось пробиваться самим. Москва же в то время недостатка в профессиональных писателях и архитекторах не испытывала… Выход из положения друзья нашли в том, чтобы браться за любую работу и делать ее очень быстро.

Уже будучи известным архитектором, Шехтель спроектировал и построил здание МХТ, ставшее эталоном новой архитектуры, в которой гармонично сочетались главные архитектурные принципы зодчего красота, простота и удобство. В газетах писали, что здание театра элегантно, лишено условной театральной роскоши. Именно Шехтель создал и эмблему МХТа – парящую чайку.

Архитектор получил мировое признание. Он стал автором зданий Ярославского вокзала, знаменитых особняков Зинаиды Морозовой, Степана Рябушинского, Петра Смирнова, кинотеатра «Художественный» в Москве, многих культовых сооружений. Отвергая архитектурные каноны, Шехтель в своих проектах продумывал все до мелочей – вплоть до формы дверной ручки и кухонной утвари. Именно он первым сталпроектировать здания, начиная с жилых помещений, а не с фасада. В особняке, построенном для Рябушинского, в полной мере проявилось главное убеждение Шехтеля-архитектора: «Дом для человека, а не человек для дома». Парадокс, но только в 1894 году Шехтель получил право подписывать проекты своим именем – но не право именовать себя инженером или архитектором. И только будучи всемирно известным, избранным почетным членом архитектурных обществ Великобритании, Рима, Вены, Мюнхена, Берлина, Парижа, в 1901 году за проект павильонов Русского отдела на Международной выставке в Глазго Шехтель был удостоен звания академика архитектуры.

После 1917 года судьба архитектора сложилась трагически. Он попрежнему много работал, но его талант остался не востребован новой властью: модерн был объявлен упадническим стилем. После революции был осуществлен только один его проект – павильон Туркестана на ВДНХ. В годы Советской власти была у Шехтеля утопическая идея построения на острове Хортице (в связи со стройкой ДнепроГЭС) города Электрополя. В нем должно было быть все: театры, дворцы спорта, все виды транспорта – даже аэропорт и метро… Этот проект не был осуществлен.

Благодаря ходатайству Луначарского Шехтель получал небольшую пенсию, однако от эмиграции отказался. Лишенный собственного дома, долго и тяжело болевший архитектор скончался в Москве в возрасте 67 лет.

В 1987 году именем создателя русского модерна была названа малая планета Шехтелия.

Анна Школьная