На большинстве ульяновских заправок исчез самый доступный бензин АИ-80, топливо других марок бьет ценовые рекорды. Прогнозы участников рынка и экспертов на будущее весьма пессимистичны: нас ждет серьезный рост цен на ГСМ либо их дефицит. В любом случае это негативно отразится на стоимости продовольственных товаров.
Самый дешевый бензин марки АИ-80 (или АИ-76) начал исчезать на ульяновских АЗС три недели назад. На первых порах многие автолюбители объяснили его отсутствие временными сбоями в поставках, однако горючее не появлялось, и тогда многие начали запасаться 76-м впрок, еще больше подогревая ажиотаж.
Как сообщили в министерстве промышленности и транспорта Ульяновской области, исчезновение бензина АИ-80 из продажи обусловлено новым техническим регламентом, принятым в 2008 году правительством России. Этот документ, среди прочего, предусматривает ограничение выпуска в оборот низкокачественных автомобильных бензинов класса 2, под который подпадает АИ-80. В настоящее время производство бензина АИ-80 для внутреннего потребления прекращено, а на заправках Ульяновской области реализуется бензин АИ-80 из запасов нефтяных компаний.
– На нескольких наших заправках 80-й бензин еще доступен в продаже, мы продаем остатки наших запасов, но больше он ввозиться не будет, – сообщил представитель одной из нефтяных компаний, пожелавший остаться неизвестным. – Согласно техрегламенту, начиная с сентября 2011 года, топливо марки АИ-80 не будет продаваться вовсе. В продажу будет поступать лишь топливо с высоким октановым числом, которое стоит дороже.
– Я просто возмущен очередным нововведением властей. Транспортный налог, повышение акцизов – создается впечатление, что чиновники решили добить автолюбителей, – возмущается 57-летний владелец стареньких «Жигулей» четвертой модели Василий Воронцов. – Как можно вводить запрет на 76-й бензин, если у нас в стране на нем все еще «бегает» огромное количество отечественных авто и работает большинство специальной и сельхозтехники?
Основные потребители бензина АИ-80 – владельцы старых машин, как правило, люди небогатые, среди которых много пенсионеров. По этой категории автолюбителей требование техрегламента ударило наиболее болезненно, так как теперь они вынуждены покупать 92-й бензин, который стремительно растет в цене.
По данным Росстата, за последнюю неделю мая средняя стоимость бензина в стране выросла на 0,6 процента, при этом лидерами роста стали Самара и Ульяновск, где топливо подскочило в цене соответственно на 3,8 и 3,3 процента. Заметнее всего подорожали как раз 92-й и 80-й: в период с 23 по 30 мая, по данным Росстата, соответственно с 25,01 до 25,17 и с 23,03 до 23,18 рубля за литр, дизель за этот же период прибавил в цене 9 копеек и стоил 24,37, средняя цена АИ95 и АИ-98 поднялась с 26,88 до 27,01 рубля за литр. Всего же за май, по данным Ульяновскстата,автомобильный бензин в регионе стал дороже на 4,7 процента, обогнав по темпам роста все непродовольственные товары.
Сейчас цена на самый ходовой бензин марки АИ-92 колеблется от 24 до 24,9 рубля за литр.
По словам директора ООО «ОПТАН-Ульяновск» Павла Антонова, опережающий рост бензиновых цен в Ульяновске объясняется сравнительно низкой ценой топлива в регионе, которая держалась все последние месяцы.
«Средняя цена топлива остается у нас одной из самых низких в ПФО и сегодня, – отметил он. – Все это объясняется, с одной стороны, сравнительно крупными запасами горючего по старым ценам, которые сегодня подходят к концу, с другой – ценовой политикой крупнейшего игрока топливного рынка региона. К примеру, экономически обоснованная цена литра АИ-92 сегодня составляет 28 рублей, однако цены на АЗС крупных вертикально интегрированных компаний определяются политически. В итоге ситуация с ГСМ в области складывается очень непростая. На днях проезжал по трассе «Сызрань – Цивильск» – на большинстве независимых АЗС практически нет бензина. Многие из них предпочитают не продавать бензин по заниженным ценам, то есть себе в убыток, а некоторые даже подумывают о сворачивании своего бизнеса – ко мне уже поступило несколько предложений купить заправку. На наших глазах идет монополизация рынка, которая грозит еще более неприятными последствиями.
В нескольких нефтяных компаниях категорически отказались открыто комментировать положение на региональном рынке топлива, отметив при этом сложность и непредсказуемость ситуации. Как отмечают эксперты, учитывая ситуацию в целом по стране, в случае если такое состояние на рынке оптовой реализации бензина продлится еще какое-то время, то в области может возникнуть дефицит бензина.
Начальник отдела товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Марина Степанова считает, что при сохранении текущего положения дел действительно возможен уход некоторых игроков с топливного рынка.
Между тем сегодня их и так немного: в Ульяновске – не больше 20.
В Ульяновском УФАС рассказали, что в настоящее время продолжается рассмотрение делав отношении ЗАО «Ульяновскнефтепродукт», ООО «Ресурс-Ойл» и ООО «Татнефть-АЗС Центр», которые подозреваются в нарушении п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Признаки нарушения усматриваются в необоснованном повышении цен оптовой реализации на дизельное топливо в октябре ноябре 2010 года, когда рост цен оптовой реализации ГСМ вырос на 11,6-25,9 процента. Кроме того, 5 мая 2011 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области возбудило дело в отношении ООО «Ульяновскцентргаз», ЗАО «Газнефтесервис», ООО «ОПТАН-Ульяновск», ООО «М-Нефть» по признакам нарушения п.1 ч.1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Компании подозреваются в поддержании единых розничных цен на сжиженные углеводородные газы (СУГ) для заправки автомобилей в декабре прошлого года. Подсчитано, что за месяц газ для заправки автомобилей вырос тогда на 8 процентов.
Вадим Пилюков
Алексей
По данным Росстата Ульяновск входит в 10-ку регионов где цены на бензин на АЗС самые низкие в России, наряду с Кемерово, Барнаулом и Томском.
Тем не менее, у некоторых официозных «считальщиков» вырисовываются иные показатели, причем, по неким таинственным «формулам».
Недавно прошла информация, что с 23 по 29 мая 2011 года «увеличение средней стоимости топлива зарегистрировано в 56 центрах субъектах Российской Федерации. Наиболее существенно эта стоимость выросла в Самаре и Ульяновске – на 3,8 процента и 3,3 процента соответственно.
В 20 центрах субъектов Российской Федерации цены на бензин автомобильный остались на уровне предыдущей недели.
В Москве и Санкт-Петербурге бензин автомобильный в среднем за неделю подорожал соответственно на 1,1 процента и 0,4 процента».
Итак, посчитаем сами, как говорится, без гнева и пристрастия. В среднем цена бензина по РФ – 25, 14 рублей. В Ульяновске этот показатель составляет 23,86 рублей.
Правда, Росстат отмечает в своем отчете не этот фактор, а скорость роста цен топливо. И он оказался выше всего в Ульяновске по вполне объяснимым математическим причинам.
По словам начальника сектора внутренних коммуникаций ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» ОАО НК «Роснефть» Марата Садыкова, «недельный показатель роста не может говорить о какой-либо тенденции. В других регионах цены на топливо росли все предыдущие недели. Сравнение динамики цен в недельный период – просто игра цифрами для бывалых экономистов. Объясняя на пальцах: если у нас самые низкие цены, то даже небольшое изменение цены ведет к тому, что в процентах это изменение более динамичное.
Если сравнивать современные цены на «гостированное» топливо стандартов ЕВРО в Ульяновской области в сравнении с другими регионами, то они продолжают оставаться одними из самых низких в России.
Возьмем сравнение бензина Регуляр-92: цена топлива нашей компании в Ульяновской области ниже на 1 рубль 80 копеек чем в Самаре, на 1 рубль 70 копеек чем в Чувашии, на 1 рубль 40 копеек ниже чем в Татарстане, на 90 копеек ниже чем в Мордовии. Для того чтобы сохранить цены доступными наша компания делает все необходимое, и в первую очередь обеспечивает бесперебойность поставок продукта».
Брокколи
Директор "Оптана" все правильно сказал. "Роснефть" обслуживает политический заказ в исторически проблемном "красном" регионе, параллельно подводя конкурентов к банкротству. Но когда конкуренты сдохнут, будет еще хуже. Монополизм еще никогда ни в одной отрасли не шел никому на пользу. Вспомните, какие очереди были на уставноку стационарного телефона, когда у нас был только 1 оператор проводной связи, сколько стоила минута разговоров, когда у нас был только 1 сотовый оператор и т.д.
Андрей Симбирский
А давайте сравнивать уровень цен на бензин и уровень жизни в странах где добывают нефть ОАЭ, Канада, даже в Венесуэле уровень жизни почти как у среднего россиянина а цена на топливо в перевод на рубли в хорошо если дотянет до 15 рублей.
Глядя на то что сейчас происходит в России хочется сказать не страшно что точка кипения уже высока и не долог тот час когда народ поднимет на вилы всю эту гнилую систему и кучку друзей выкручивающих людям руки. А слушать полоскание мозгов про внутренний рынок и европейский тошно.
658967
Скорее б вышел ё-мобиль на пропане