Если вы не можете без интернета, если ходите по нему на работе, а придя домой, сразу же бросаетесь к компьютеру и просматриваете электронную почту, если то и дело бегаете по сайтам в поисках какой-нибудь информации, но какой именно, не знаете, если делаете беспорядочные и зачастую бессмысленные покупки в интернет-магазинах, если третий день не бреетесь и от вас собирается уйти из-за компьютера жена (муж) или уже ушла (ушел), если встретили случайно давнего приятеля, очень близкого, и не можете вспомнить, как его зовут, помните только, что как-то зовут, но как именно -вылетело, в общем, если все так, то эта заметка про вас – вам пора на прием к врачу, поскольку у вас интернет-зависимость.

Эта болезнь официально признана мировым медицинским сообществом. Она из того же ряда, что и увлечения компьютерными играми, картами и еще дальше – наркотиками. В общем, это мания. Ее объектом является либо интернет как таковой, либо отдельные его фрагменты. Наиболее яркий пример зависимости – зависимость от социальных сетей. Facebook, наши аналоги типа «Одноклассники», «ВКонтакте» и так далее.

Поведение попавшегося на крючок человека характерное: он постоянно заходит в «свою» сеть, общается с «друзьями», пишет какой-то текст и поминутно проверяет, не пришел ли на него от «друзей» комментарий. Если вдруг пришел, и положительный, то клиент, он же пациент, чувствует моральное удовлетворение и то, что он немножко уже «гений». А интернет-зависимость шире – это брожение по информационным лентам и разным сайтам. В поисках чего-то. Причем человек зачастую не может объяснить, что он хочет там найти, поскольку не знает этого сам. Он просто ищет. Иногда гуляет по интернет-магазинам и заказывает товары. Как правило, ненужные и в большом количестве.

На Западе число интернет-зависимых исчисляется сегодня десятью процентами от общего количества пользователей. В виду имеются те, кто сам признал, что болен, и обратился за медицинской помощью. Либо сделал это под давлением супруга – под угрозой развода. Поток больных растет очень быстро, сталкиваясь с дефицитом психотерапевтов, освоивших новый недуг и изучивших методы его лечения. В России интернет-зависимостью страдают, по весьма приблизительным оценкам, около четырех процентов. Реально же, видимо, значительно больше, поскольку признание факта такого рода болезней в культуре нашего народа отсутствует. Как в случае с алкоголем: «Да, я выпиваю, но я не алкоголик». И так до последней канавы под старым забором.

Симптомы описываемого заболевания вам, возможно, приходилось наблюдать в своей конторе. Это когда с утра интернет почему-то не работает. Потенциальные пациенты раздражены, всем сообщают, что интернета нет, и спрашивают, что же теперь делать. Приступить к работе они не в состоянии, потому что все валится из рук. Ломка прекращается сразу же, как только принимают первую «дозу»: интернет включается, и они в него входят…

Часть специалистов, впрочем, не согласна, что интернет вызывает зависимость. Страдать ею, говорят они, начинают те, кто от природы склонен к зависимостям. Не от компьютера, так от мобильного телефона, или от курения, или от картежной игры, или от игры с «однорукими бандитами», или от шопинга. Может, и так, но легче ли от этого человеку, у которого из-за интернета могут начаться проблемы и в семье, и на работе?

Артур ТАНИЕВ