Следы войны 1812 года ищут в Сенгилеевском районе Ульяновской области.
В следующем году будет отмечаться важнейшая в истории России дата 200-летие Отечественной войны 1812 года. Ульяновская область может войти в программу подготовки страны к юбилею: в одном из сел области обнаружено захоронение, где могут покоиться участники той войны.
Наполеон в Отечественную войну взял Москву, но взять Россию не смог.
Но несмотря на то, что пройти далеко в глубь страны французам не удалось, коснулись бои почти всей России, в том числе и Симбирской губернии.
Так, в 1811 году в Москве был сформирован 24-й симбирский пехотный полк, защищавший Шевардинский редут во время Бородинского сражения. Полк формировался из разных сил, но инициаторами его создания было симбирское дворянство. А главным источником для состава полка было крестьянство. Поэтому в него вошло немало уроженцев деревень Симбирской губернии.
Поиском следов участников той войны в Сенгилеевском районе нашей области несколько лет назад занялась Мария Ивановна Елчева, жительница села Кротково, расположенного в этом районе. Марии Ивановне уже за 80, но ее возраст не стал помехой в деле сохранения памяти о земляках.
Взялась она за это дело почти случайно. В Кротково стоит полуразрушенный храм Николая Чудотворца. В конце прошлого века местные жители решили приняться за его восстановление. Отправились к архиепископу. Владыка из всей делегации указал на Марию Ивановну и еще одну женщину – мол, вам храм восстанавливать. С тех пор кротковский храм худо-бедно ремонтируется. Деньги на работы пожилые женщины собирают, где смогут – берут из собственной пенсии, просят у местных жителей, у уроженцев села, уехавших в город.
Восстановление храма, идущее с переменным успехом, получило новый смысл. Во время установки в нем колонн в земле под храмом рабочие обнаружили кости. Мария Ивановна начала поиск информации о том, откуда взялись могилы под храмом.
Выяснить удалось не так много, ведь хранившиеся в Симбирске архивные бумаги уничтожались крупными городскими пожарами. Но полученная информация позволила сделать вывод, что под церковью могут покоиться участники симбирского ополчения, ушедшие на войну из соседних сел. Таких из Сенгилеев ского уезда было призвано как минимум 48 человек. Список их имен и званий Мария Ивановна получила, направив запросы в архивы и музеи.
Кроме того, выяснилось, что сам храм, вероятно, был построен в память о победе в Отечественной войне. По словам Марии Елчевой, после победы Александр I дал указание ставить в местах захоронения участников войны храмы в честь Николая Чудотворца или Александра Невского. Никольский храм в Кротково был построен в 1854 году семьей помещиков Фатьяновых, в частности, генерала Андрея Фатьянова.
Поэтому останки, на которых храм стоит, считает Мария Елчева, могут принадлежать воевавшим с Наполеоном сенгилеевцам. Ее предположения подтверждает найденный с костьми крестик. На нем значатся инициалы «А.М.» – одним из вошедших в Симбирский полк жителей Кротково был Александр Мансырев.
Кроме безымянных могил, под восстанавливающимся храмом находился и семейный склеп самого генерала Фатьянова. Он, как записано в одном из нашедшихся документов, был сделан под папертью храма. Под входом в кротковскую церковь и вправду обнаружился спуск в склеп. На то, что в это помещение могли опускать гробы, указывает его прямоугольная форма.
На днях в Кротково побывала экспедиция из областного комитета по культурному наследию, чтобы на месте ознакомиться с идущими в селе работами. Решено, что для дальнейшего восстановления храма, который является памятником, будет сделана необходимая проектная документация. А вот информация о захоронениях под храмом будет уточняться всеми возможными способами.
Так, захоронения генерала Фатьянова, его супруги и племянника, находящиеся, согласно документам, под папертью, могли быть в советское время оттуда изъяты. Путь к месту, где они, предположительно, покоились, преграждает каменная стена. Поэтому с помощью специального оборудования будет исследовано наличие пустот под папертью церкви.
Если принадлежность склепа сомнений не вызывает, то вопрос о том, чьи еще захоронения находятся под церковью, нужно проверить. Для этого часть останков взята на экспертизу, которая позволит установить время захоронения. Если оно совпадет с временем Отечественной войны,сомнения можно будет отбросить.
Начатые работы необходимо довести до конца, считает Мария Елчева, ведь под храмом могут покоиться наши земляки, ушедшие на войну совсем еще молодыми. «Во времена Петра Великого было положение, что в армию призывались дети с 10-летнего возраста. То есть звание они имели уже к 18 годам. В войне с французами гибли как раз дети в таком возрасте, не дожившие даже до 25 лет. Я ведь не просто для батюшки восстанавливаю храм, а именно для воинов, ради детей, которые положили голову за нашу любимую Родину, за наше Отечество», – объясняет она.
Лидия Пехтерева