Где можно услышать множество голосов любимых исполнителей в один день? В Самарской области, где уже в третий раз подряд прошел фестиваль «Рок над Волгой», в этом году получивший статус крупнейшего в России. Более 250 тысяч человек посетили поляну рядом с селом Красный Пахарь, утонули в грязи, под вечер замерзли, но остались довольны.

И это неудивительно до чего же голоса были хороши! Некоторые – родные для уха, без которых невозможно представить даже самого себя. Шахрин, например, из «Чайфа» – сколько людей слушали его в разные периоды жизни? Другие – такие, что хочется немедленно пританцовывать и подпевать, растворяясь в песне вслед за Васильевым из «Сплина».

Третьи – удивительные до недоумевающего смеха, и тут, конечно, нужно вспомнить Петра Мамонова, который вышел на сцену с одной гитарой в руке и стал неистовым стариком, который поет нелепые песни с диким выражением лица. Представьте-ка Петра Мамонова, который носится по сцене, играет на электрогитаре и кричит в микрофон: «Крошка, крошка, крошка, крошка, крошка, крошка, у меня к тебе чувство!». Впечатление потрясающее из-за своей кажущейся абсурдности. Четвертые… Нет, четвертый, потому что здесь нельзя говорить во множественном числе. Четвертый голос – это нечто неземное. Речь идет о приглашенной рок-звезде с мировым именем – Тарье Турунен из Финляндии, бывшей солистке «Nightwish».

Женщину, поющую таким великолепным оперным голосом, и в самой лучшей опере-то не встретишь, а тут – на рок-концерте недалеко от Самары, под тяжелую музыку… Ко всем этим голосам в этот раз пришлось добавить еще один – голос природы, которая перед концертом целую неделю изрядно поливала поле дождем, чтобы 250 тысяч человек моментально превратили его в одну сплошную грязь. Не спасали даже мусорные пакеты, обвязанные вокруг ног, – в таком виде можно было гулять лишь вдали от сцены, а не пробираться сквозь огромную толпу. Итог: все – в грязи по колено и не жалуются. Русского человека этим вряд ли напугаешь, причем когда речь идет о рок-н-ролле.

Удивительно, что погода тоже выразила свои предпочтения относительно выступающих. С утра шел дождь, не предвещая своего окончания, но стоило на сцену выйти группе «Чайф», засветило солнце, которое исчезло уже только к ночи. Иначе говоря, все нашли себе любимцев на фестивале: от одного фаната до всей природы.

Просто выбор предоставили большой. Был еще Бутусов, который спел со сцены с «Бурановскими бабушками» – это не просто название, а на самом деле бабушки, такие обычные, просто поют хорошо. А он все такой же – спокойный, безразличный, полный достоинства, порой с чем-то демоническим в лице и, конечно, с закрытыми глазами. Бутусова знают и любят таким, а он и не меняется.

Выступил еще не стареющий Шевчук с обновленной группой «ДДТ». В свои 54 года он так станцевал, что, казалось, уж должен выдохнуться и охрипнуть… Нет! После десятиминутных танцев под проигрыш перед песней «В бой» Юрий Юлианович вновь показал свои вокальные способности. От него, конечно, требовали «Осень», но Шевчук спел несколько относительно новых песен, а из старенького показал известную всем «Просвистела» и неожиданно «Хиппаны», песню из диких 80-х.

БГ опять решил сыграть на публику и спел две песни про растаманов, одну – про стаканы, которые надо метать на стол («Ну-ка, мечи стаканы на стол и прочую посуду! Все говорят, что пить нельзя, я говорю – что буду!»), но не забыл и о хитах иного характера – «Поезд в огне», например. В целом атмосфера его выступления оказалась очень волнительной и будоражащей чувства. В эти моменты всем, кто потерялся (а на фестивале такого масштаба это немудрено), хотелось скорее найтись. Было как-то не по себе, приходило осознание того, что ты один и совсем крошечный среди этого невероятного количества людей.

Борис Гребенщиков будто только и ждал этого чувства, когда спокойно произнес: «Будьте благословенны!», улыбнулся своей загадочной и безмятежной улыбкой и уступил сцену «Машине времени». В свою очередь Юрий Шевчук пожелал нам быть свободными, что воспринялось как абсурд в такой толпе, где с трудом возможно сделать вдох поглубже. Будто он сказал людям перед собой, что и нереальное реально.

Макаревич принял приглашение БГ на сцену и даже продолжил начатую «Аквариумом» тему поезда – в этот раз не стали повторять песни, исполненные в прошлом году, но зато спели «Вагонные споры». Но как и на «РнВ» 2010 «Машина времени» заставила всех петь и плясать под свои гитары. Кто не знает этих песен?

Кто не поднял банку пива (на фестивале не было крепких спиртных напитков) на словах: «Я пью до дна…»?

Среди ряда известнейших в России музыкантов (это относится и к Тарье Турунен, которую ждали едва ли не больше всех) оказалась группа малоизвестная – некая «Skunk Anansie» с очень необычной дляместных широт вокалисткой – чернокожей женщиной с начисто выбритой головой. Впрочем, ее местная неизвестность ей совсем не помешала – энергетика, исходившая от нее, качество музыки, ее драйв затмили все сомнения в том, нужна ли она здесь. Запомнилась она тем, что практически ходила по рукам зрителей в первых рядах – никто больше на такую близость к неистовствующей толпе не отважился. А в какой-то момент солистка настолько разошлась, что отобрала палочки у ударника и начала сама ими барабанить, чем и вызвала восторг у уже полюбивших ее слушателей.

То, что творилось у сцены в момент выступления Тарьи, словами не описать. А ее голос возвышался над всем происходящим, только он не менялся и манил… Хотелось плакать во время ее выступления, но всплакнула сама певица прямо на сцене, быстро смахнула слезу и продолжила петь. В наигранность ее слез даже и верить не хочется, хотя для нее видеть перед собой огромное количество людей, скандирующих ее имя,- обычное дело.

Она, к слову, спела и дуэтом с Кипеловым песню «Я здесь». Сразу появляется закономерный вопрос: зачем? Зачем было совмещать настолько разноуровневых певцов?

«Кипелов очень смел», – слышались мнения вокруг. И действительно, Тарья – обладательница самого сильного голоса на фестивале, лучшего голоса Финляндии и кто знает чего еще, а рядом с ней – привычный всем Кипелов. Каким бы сильным голос Валерия Кипелова нам ни казался, финская дива его затмила. Ее голос просто поглотил звуки мужского пения – не вышло дуэта. Впрочем, неплохой подарок для зрителей – когда еще придется услышать вживую такое необычное сочетание?

Завершал фестиваль, как всегда, самый патриотичный голос русского рока – Константин Кинчев и группа «Алиса». Кинчев будто отразил своим выступлением текст одной песни: «На моих глазах спорили огонь да лед, кто кому судья и кто кому прервет полет, а над этим всем ветер поднимал свой флаг», так и «Алиса» подняла свой красно-черный флаг над спором: голос Тарьи и Кипелова.

Он взял своей харизмой, своим мужским спокойствием и уверенностью, своей эмоциональностью, иначе и нельзя было завершать фестиваль.

«Алиса» пела до самой ночи, закончив только в половине первого. Сцена окрашивалась красным, как и пространство перед ней – фанаты зажгли файеры. Получилось как в песне Кинчева: «Красное на черном». И в завершение феста над полем взлетел красивейший салют.

– У нас даже на Новый год такого в городе нет, – говорили зрители.

Настала ночь, было холодно, мокро, грязно, все устали и вымотались. Недаром Кинчев чуть ли не первым делом совершенно искренне поблагодарил тех, кто остался на его выступлении, потому что в такую погоду обычные люди уже сидят дома, пьют горячий чай и греют ноги под пледом. Но эти люди – необычны.

Они слишком любят музыку, чтобы уходить с концерта из-за какой-то подумаешь! – плохой погоды.

Анна КОРНИЕНКО, Сергей ГУРЬЯНОВ