Уже к началу нового учебного года школа рискует остаться без логопедов. Если еще пять лет назад практически во всех школах и детских садах города в штате работали учителя-логопеды и психологи, то тенденция к их сокращению, наметившаяся в России еще три года назад, сейчас выливается в практически полную ликвидацию этих специалистов в образовательном процессе.
Причем детей, нуждающихся в их помощи, меньше не становится.
До последнего времени лишь наиболее крупным школам и немногим детским садам Ульяновска удавалось сохранить ставку логопеда.
Директора сознательно шли на содержание специалиста, понимая ту роль, которую играет в образовании правильная речь. Даже в известной детской песне поется: «Я тебе говорю: сперва научись не глотать слова». А вот и мнение специалиста, учителя-логопеда ульяновской школы №13 Натальи Землянко: – Если у ребенка к моменту поступления в школу сохраняются речевые расстройства, то они могут привести к стойкой неуспеваемости, поскольку дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности при овладении письмом и чтении. Проблемы с речью – особенно такие, как общее недоразвитие речи – приводят к тому, что ребенок самостоятельно не может ни прочесть, ни понять, ни тем более выполнить полноценно задание. Те специфические трудности, которые испытывают дети с нарушениями речи при овладении программой, возможно устранить только посредством специальных приемов и методов. Учителю одному здесь не справиться. В нашей школе для таких учащихся специально организовано сопровождение специалистами в процессе обучения. Усиленная коррекционная направленность и оказание индивидуального дифференцированного обучения позволяют создать для таких школьников специальные условия обучения, соответствующие их индивидуальным возможностям и потребностям. Тем самым реализуется право детей с особыми возможностями здоровья на получение качественного образования.
Казалось бы, у ульяновских ребят есть выход: на бульваре Пластова, 4 располагается Логопедический центр, в котором услуги специалистов предоставляются бесплатно. Однако у «централизации» логопедов есть существенные минусы. Во-первых, расстояние и расходы на дорогу, ведь денег и времени на поездки в центр потребуется немало, поскольку занятия с логопедом должны быть достаточно частыми (обычно три раза в неделю) и нередко длятся месяцами. Работа с детьми со сниженными концентрацией внимания и самоконтролем могут затянуться на полторадва года. К тому же известно, что очереди на занятия в Логопедическом центре так велики, что шансов попасть туда, прямо скажем, мало.
Другой выход из ситуации – частные уроки. Конечно, логопеды от нового положения вещей только выиграют, поскольку смогут зарабатывать гораздо больше, чем на ставку в школе. Но именно они и бьют тревогу, поскольку понимают, насколько разорительной эта ситуация станет для семей со страдающими речевыми расстройствами детьми. Даже людей со средним достатком занятия с логопедом ударят по карману, что говорить о малоимущих. Все чаще логопедов приглашают в школы раннего развития для дошкольников.
Однако и в них обучение остается платным. Бесплатные занятия со специалистами в детсадах проходят уже лишь в специализированных учреждениях, где воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи. В «обычных» садиках даже штатные логопеды работают с воспитанниками за отдельную плату.
Официально о сокращении ставки логопеда в общеобразовательных школах еще не объявлено. Однако все идет к тому, считают специалисты Института усовершенствования учителей. Они предполагают, что таким образом чиновники Минобразования изыскивают возможность для увеличения зарплат учителей. В крупных городах ситуация несколько отличается: в них созданы сети ресурсных центров, в которых с детьми бесплатно занимаются логопеды, переведенные из школ и детсадов.
Анна Школьная